• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Ислам и реинкарнация

Время чтения: 6 мин
9026

Со времен пророка Адама (а.с.) человек, будучи единственным созданием, осведомленным о смерти, никогда не оставлял мысли о бессмертии души (Араф, 20; Таха, 120).

Смерть и знание собственного исчезновения – один из самых больших страхов человека, который заставлял его находить пути его избежания в религиозных и философских доктринах.

Согласно большинству из них человеческая душа – вечна, но относительно того, что именно ее ждет после смерти, существует две абсолютно противоположные друг другу доктрины – воскрешение в вечной жизни и переселение душ (реинкарнация) в мирской. Первая доктрина поддерживается монотеистическими религиями, такими как ислам, иудаизм, христианство, вторая актуальна в буддизме, индуизме, сикхизме.

Воскрешение в вечной жизни – одна из базовых концепций монотеистических религий, в том числе ислама. Согласно ей, когда умирает человек, душа человека не умирает, Создатель воскрешает человека в мире вечном и он будет нести отчет за свои деяния, совершенные в бренном мире.

Реинкарнация – переселение душ, перерождение, перевоплощение из одного тела в другое. На арабском термин реинкарнация звучит как «танасух»: происходит от арабского «насх», что буквально означает «замещение одного другим».

Изучение тем, связанных со смертью и потусторонней жизнью, являются непростыми и очень деликатными, ввиду того, что никто из людей не может рассказать, что он переживает в момент смерти, и что его ждет после. Поэтому рациональным и эмпирическим путем объяснить, что происходит с душой после смерти, не представляется возможным. Следовательно, систематизация знаний о том, что будет с душой после смерти, является одной из важнейших функций религии. Что ждет человека после смерти и каково отношение ислама к реинкарнации? Исламское видение данного вопроса, представляется через призму Корана и хадисов.

В хадисе сказано, что человек обретает свою душу в утробе на четвертый месяц: «У каждого из вас все составляющие вашего творения собираются вместе в утробе вашей матери к 40 дню. За этот период он бывает подобен сгустку крови, и затем через тот же срок – разжеванному куску. После этого к нему посылается ангел, который вдыхает в него душу. Ему даны четыре указания: записать его удел, срок, деяния и будет ли он несчастным или счастливым».

После того, как после смерти душа человека покидает тело: «Когда правоверный раб расстается с мирской жизнью и находится на пороге жизни будущей, к нему спускаются с неба ангелы с лицами белыми, как солнце. Они приносят с собой саван и благовония из Рая и садятся там, куда простирается его взор. Затем к нему подходит Ангел смерти. Он усаживается у его головы и говорит: «О прекрасная душа! Выходи навстречу прощению и благосклонности Аллаха». Душа правоверного покидает тело подобно тому, как капля вытекает из горла сосуда… Ангелы называют верующего самыми красивыми именами, которыми его звали при жизни. И так происходит, пока они не достигают мирского неба, они просят открыть врата, и те отворяются. Приближенные ангелы каждого неба провожают душу до следующего неба, пока она не достигает седьмого неба. Тогда Великий и Могучий Аллах говорит: «Впишите запись о Моем рабе в верховьях Рая. И верните его на землю, ибо Я создал их из нее, в нее их возвращу и из нее их выведу еще раз». Его душа возвращается на землю, а потом к нему приходят два ангела, которые садятся рядом».

В Коране сказано:

«Когда же смерть подступает к кому-нибудь из них, он говорит: «Господи! Верни меня обратно. Быть может, я стану совершать праведные поступки, которые я отбросил». Но нет! Это всего лишь слова, которые он произносит. Позади них будет преграда вплоть до того дня, когда они будут воскрешены» (аль-Муминун, 99-100).

«Как вы можете не веровать в Аллаха, тогда как вы были мертвы, и Он оживил вас? Потом Он умертвит вас, потом оживит, а потом вы будете возвращены к Нему» (Бакара, 28).

О воскрешении в Коране сказано: «Мы воскресили вас после того, как умертвили, надеясь, что вы проявите благодарность» (Бакара, 55-56).

Эти аяты и хадисы представляют видение ислама о существовании души. Согласно учению ислама, душа впервые зарождается в человеке в то время, когда он находится в утробе, а после смерти она возносится на небо, а потом возвращается в тело, человек будет воскрешен, а после отчета душа обретет вечное счастье или будет испытывать вечное мучение. В Коране сказано, что в этом смысл сотворения:

«Он сотворил смерть и жизнь для того, чтобы испытать вас, кто будет лучшим в делах. Он – Всемогущ и Всепрощающ» (Мульк, 2).

Концепция реинкарнации несовместима с убеждениями ислама, а человек, который одобряет и поддерживает эту идею, тот отвергает установления Аллаха. Понятие реинкарнации дискредитирует базовые принципы ислама, такие как вера в единство Всевышнего, Его всемогущество, положение человека и смысл его сотворения, веру в вечную жизнь, Рай, Ад и другое.

Совершенно разный подход двух религиозных систем к понятию бессмертия человеческой души исходит от разного понимания концепции бога и устройства мира. В исламе смысл жизни человека – это поклонение Аллаху и Его довольство, совершение благого и отказ от запретного. Конечное пристанище, в зависимости от того, как провел свою мирскую жизнь человек, – это либо Рай, либо Ад.

Согласно теории реинкарнации, душа перемещается из одного тела в другое, не обретая конечной обители. Рай и Ад – это тело, в котором окажется душа. Наказанием или спасением для души становится тело, которое он приобретает.

В исламе Вселенная находится в подчинении справедливого и всемогущего Господа. Согласно учению реинкарнации, Вселенной управляет причинно-следственная связь – карма.

В исламе жизнь – благословение, люди должны быть благодарны Аллаху за то, что Он даровал им жизнь в этом мире. Согласно учению реинкарнации, материальный мир – неугодный, отдаляющий от абсолютной реальности. Человек должен освободить себя от цикла смерти и рождения, чтобы обрести истинную реальность и спасение.

Согласно исламу, новорожденный – безгрешен. По мере взросления он совершает грехи и будет отвечать за них перед богом. Согласно учению реинкарнации, каждый новорожденный рождается на свет с кармической судьбой, которая зависит от прошлых жизней. Счастье или беды человека в мирской жизни являются результатом его прошлых жизней.

В исламе воскрешение после смерти возможно только Аллахом. Согласно учению реинкарнации, после смерти тела, душа переселяется в другое тело согласно своей карме, бог в этом не участвует.

В исламском учении после воскрешения в ахирате, идентичность человека, его память сохраняются. Он будет помнить деяния, совершенные в мирской жизни. Идентичность личности, память о прошлой жизни – все стирается при рождении в учении реинкарнации.

В исламе человек – высшее из всех существ

Согласно учению реинкарнации, человек не обладает привилегией перед другими созданиями. В исламе спасение души зависит от его веры в Аллах и воли Аллаха. Если Аллах захочет, он простит ему его грехи.

Согласно учению реинкарнации, спасение может даровать только карма, которая не связана с богом. В исламе спасение возможно только через постоянное угождение Аллаху, которое обретается служением и совершением благих дел. Без помощи и руководства Аллаха, без веры в него спасение невозможно.

Это основные различия двух религиозных доктрин. Из этого становится ясным, что вера в реинкарнацию противоречит исламскому вероубеждению, Корану и сунне.

Согласно исламу, у человека нет прошлых жизней, Аллах даровал ему одну жизнь, и душа человека ни в кого не переселяется, а переходит в мир вечный, в котором будет давать отчет за свои мирские деяния. Каждый человек несет ответственность только за свою жизнь и свои действия.

«Там они возопят: «Господь наш! Выведи нас отсюда, и мы будем поступать праведно, а не так, как мы поступали прежде». Разве Мы не даровали вам жизнь достаточно долгую для того, чтобы опомнился тот, кто мог опомниться?» (35:37).

Что такое смерть с точки зрения ислама?
С точки зрения исламской догматики смерть не считается событием...
28.09.2016
12628

Что Вы думаете об этой публикации? Поделитесь в комментариях!

Автор: Гузель Гильмутдинова

Социальные комментарии Cackle