Иногда наши молитвы сбываются, а иногда нет. В чем причина?
Аллах Всевышний велел: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам» (сура «Верующий», аят 60).
Пророк (с.г.в.) говорил: «Если раб поднимет руки и совершит дуа, Аллах Всевышний постыдится оставить эти протянутые руки пустыми».
Если будет задан вопрос: «Мы молимся. Иногда наши молитвы сбываются, а иногда нет. В чем же причина?», то ответ будет таким: «Для совершения дуа есть определенные условия. Все зависит от условий. Недаром наш Пророк (с.г.в.) сказал: «У дуа есть два крыла, два условия: халяльная пища и правдивые слова».
А еще Пророк (с.г.в.) говорил: «Если мумин совершит дуа, Аллах примет мольбу этого раба и исполнит его пожелание или в этом мире, или в ахирате».
Некоторые говорят: «От дуа нет пользы. Поскольку если та вещь, о которой просят, у Аллаха имеется, то отдать ее является ваджибом для Аллаха. А если этой вещи нет у Аллаха, то ее существование вообще невозможно».
Некоторые утверждают: «Разум и логика доказывают, что наивысшая истина состоит в необходимости соглашаться с предопределением Аллаха. А совершать дуа, прося чего-то у Аллаха, означает, что ты собственные желания ставишь выше желаний Аллаха».
А кое-кто говорит: «Аллах Всевышний соизволил сказать: «Если кто-то станет у меня что-нибудь просить, то не просящему Я дарую еще больше». Следовательно, лучше ничего не просить, чем просить о чем-то, совершая дуа».
Ответ на эти утверждения будет таким: «Дуа - наивысшая степень поклонения. Поэтому совершать дуа необходимо. Однако если во время молитвы человек душой будет находиться в другом месте, то его молитва не будет дуа. Ну а если он отвернется душой от всего мирского, растворится в море любви к Всевышнему, в этом случае у него появится близость к Аллаху.
Пока человек занят собой, он не может стать близким Аллаху, поскольку собственные страсти станут для него препятствием, помешают ему приблизиться к Аллаху. Вот по этой причине дуа и становится самым большим ибадатом, поскольку совершая дуа, человек обращается прямо к Всевышнему. Он открыто демонстрирует свою бессилие и беспомощность перед могуществом Аллаха и просит у Него помощи и поддержки».
Фахруддин ар-Рази говорил: «Цель совершения дуа - укрепление связей, отношений между рабом и Аллахом. Однако в итоге всё будет так, как пожелает Аллах».
Мухйиддин аль-Араби (р.а.) сказал: «Дуа с просбой к Аллаху - это для тех, кто соблюдает повеления Всевышнего. Недаром в Священном Коране сказано: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам». Нужно совершать дуа, следуя этим святым словам. Будет принята молитва или нет, это зависит от Него».
Восхваляя тех, кто совершает дуа, Всевышний сказал: «Но среди них есть такие, которые говорят: «Господь наш! Одари нас добром в этом мире и добром в Последней жизни и защити нас от мучений в Огне» (сура «Бакара, аят 201).
Фахруддин ар-Рази (р.а.) говорит: «Эта дуа воплотила в себе всё, чего человек может пожелать в этом мире и в ахирате. Не зря Посланник Аллаха (с.г.в.) чаще всего читал эту дуа, а еще вот эту: «Аллах мой! Придай мне благородную натуру и добрый нрав».
Абу Хурайра (р.г.) передал от Пророка (с.г.в.) такой хадис:
- Посланник (с.г.в.) сказал: «В дуа заключается суть поклонения. Для Аллаха нет ничего превыше молитвы. Дуа избавляет от всех настигших и предстоящих бед. Молитва удлиняет жизнь. Кто не просит Аллаха ни о чем, на того Всевышний будет сердит».
Посланник (с.г.в.) сказал: «Поистине, Аллах примет дуа трех человек:
- Молитву отца и матери за своих детей.
- Дуа гостя за хозяина дома.
- Дуа угнетенных против угнетателей».
Посланник (с.г.в.) говорил: «Кто сто раз в день прочитает дуа "Ля хавля ва ля куввата илля билляхил Алийил Азим" (нет другой силы и могущества кроме Аллаха - Высочайшего и Великого) никогда не увидит бедности. Ибо эта дуа - сокровище из райских сокровищниц».
В "Таргиб и Тархибе" приводится такое высказывание Посланника (с.г.в.): «Кто ночью и днем совершит двенадцать ракаатов намаза, после двух ракаатов скажет приветствие, во время сидения перед приветствием восхвалит Аллаха, принесет мне салават, а затем совершит сажда и семь раз прочитает "Аят аль-Курси", после этого десять раз скажет: "Нет бога кроме Аллаха, единственного и не имеющего равных.
Вся власть и слава принадлежат Ему", а затем произнесет: "Аллах мой! Прошу Тебя сделать так, чтобы я оставался верен завету, заключенному на Твоем великом Арше, позволь мне быть верным Твоей книге и удостой милостей, заключенных в Твоих великих именах, дай мне раствориться в Твоей сущности и обрести Твои абсолютные знания", после всего этого попросит всё, чего пожелает, поднимет голову и совершит приветствие, то его дуа будет обязательно принято. Но об этом нельзя говорить незнающим».
Хазрати Али (р.г.) говорил: «Когда совершаете дуа, произнесите салават Пророку (с.г.в.). Аллах Всевышний примет этот салават. А если салават будет принят, то надо надеяться, что и остальная часть дуа будет принята. Ведь когда человек соглашается с частью чужого высказывания, то соглашается и с остальными его словами».
Хадисоведы сказали: «Завершив дуа, проведите ладонями по лицу».
Исследователи тоже говорят: «Проведение по лицу правой рукой указывает на внутреннее состояние человека, а проведение по лицу левой рукой указывает на его внешнее состояние. Язык является их переводчиком. Эти движения символизируют обращенность человека к Всевышнему, поскольку человеческое лицо является зеркалом, в котором отражается свет Аллаха».
"Анваруль-Ашикын"