• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Хорошо ли быть перфекционистом с точки зрения ислама?

Время чтения: 4 мин
7467

Перфекционизм – модное понятие. Его аналог в русском языке – стремление к идеалу. Люди всегда хотели достичь совершенства. Это, своего рода, стимул к развитию общества в целом. Но, заметьте, в последнее время много говорят о перфекционизме как черте отдельного человека.

Замечено, что перфекционизм в людях, в основном, касается их дел (непомерное усердие в работе), отношений (завышенные ожидания от окружающих и общества), самих себя (въедливая самокритика). Каждое направление имеет свои проявления. В этом материале рассмотрим одно из них – перфекционизм в работе.

Бесспорно, что дело, выполненное перфекционистом – скрупулёзное, продуманное до мелочей - радует своим качеством. Но только не исполнителя-перфекциониста! Он-то видит, что результат его труда не дотягивает до его мечты - идеала. Однако, сколько ни вкладывай усилий, идеал остаётся недостижимым. Так устроена жизнь. Перфекционист это понимает, и это не позволяет ему получать удовлетворения от проделанной работы, хоть он и тратится на неё непомерно.

Мусульмане также бывают подвержены описанному недугу. Поэтому интересно выяснить, что может выступать причинами перфекционизма?

1. Повышенная самонадеянность.

Самонадеянные люди как правило не умеют или забывают полагаться на Создателя. Они уверены, что результат зависит исключительно от них, их знаний и усилий. Поэтому, ради результата, они безоглядно жертвуют временем, здоровьем, общением с близкими, отдыхом – словом, всем, что не является их прямой работой.

Однако, человеку определено его поле действий, и на нём он может сделать не более, чем от него зависит. По-честному выполнив требуемое, самого́ результата необходимо ждать от Аллаха: «…Ведь Аллах над каждой вещью мощен [Всемогущ]» (Сура «Аль-Бакара», аят 284).

Действительное понимание, что результат предопределён и дарован Аллахом, и другого итога быть не может (сколько ни старайся), помогает искренне верующему человеку достичь душевного успокоения, даже, если он и представлял себе иной результат.

2. Свойство нафса (эго, са́мость).

Казалось бы, человеческий нафс любит комфорт и спокойствие. При чём здесь неугомонный перфекционизм? Дело в том, что от нафса происходит гордыня. Соответственно, отличный результат в чём-либо – это повод собой любоваться, ощущать своё превосходство. Ради таких «бонусов» нафс бывает готов терпеть, в том числе, и рабочие перегрузки, ибо они окупятся грядущим чувством гордости собой любимым.

Однако, вспомним, как Аллах предостерегает Пророка, Мир ему, от гордости за победу при Бадре: «…Не ты бросил горсть песку, когда бросал, а Аллах бросил…» (Сура «Аль-Анфаль, 8:17).

3. Бегство в занятость.

В своей основе, быть занятым похвально. Однако, наши дела могут быть важными или не очень, срочными или терпящими откладывания и т.д. Поэтому принципиальным выступает умение правильно расставлять приоритеты.

И тут нередко человек не просто отдаёт приоритет работе, но буквально погружается в неё с головой. Он как будто желает отодвинуться от каких-то нерешённых вопросов (обычно внутренних). Человек бежит от себя и своей душевной пустоты, боясь остановиться, желая наполниться чем-то внешним. Часто этим «внешним» и выступает работа, в процессе которой человек пытается забыться - отсюда термин «трудоголик».

При таком раскладе, человек имеет хорошие трудовые показатели, но в остальном часто оказывается в проигрыше. Шайтан не хочет, чтобы сын Адама пересмотрел свою жизнь, избавился бы от перекосов, стал ближе к Творцу. Поэтому не перестаёт подбрасывать человеку доводы в пользу той самой чрезмерности в работе: тут подправь, там подтяни, здесь пересчитай – конца-края не видать. И ведь всё логично, когда цель – недосягаемый идеал…

А, может, начать с изменения цели? Не к идеалу пытаться приближаться каждый день, а к Довольству Аллаха, не на результат быть нацеленным, а на деятельность, ради Аллаха.

Всевышний не обещал нам в жизни идеальных людей, идеальных обстоятельств, идеальных нас самих… Но Он обещал нам Свою Помощь и Милость, если только мы обратим к Нему свои души, помыслы и дела:

«Если кто-нибудь приблизится ко Мне на пядь, то Я приближусь к нему на локоть. Если кто-нибудь приблизится ко Мне на локоть, то Я приближусь к нему на сажень. А если кто-нибудь направится ко Мне шагом, то Я побегу навстречу ему» (Хадис-Кудсий в передаче Имамов аль-Бухари и Муслим).

Гузель Ибрагимова

Социальные комментарии Cackle