Халяль-харам: как не переступить грань?
«О те, которые уверовали! Не запрещайте блага, которые Аллах сделал дозволенными для вас, и не преступайте границы дозволенного. Воистину, Аллах не любит преступников. Ешьте из того, чем Аллах наделил вас, дозволенное и благое, и бойтесь Аллаха, в Которого вы веруете». (Сура «Маида», аяты 87-88)
Действия, запрещенные Всевышним Аллахом в категоричной и обязательной форме, называются запретными, харамом. Что является запретным, может определять только Аллах. Хадисы нашего Пророка (ﷺ) на эту тему лишь поясняют волю и решение Аллаха.
При определении харама Коран и Сунна установили не какие-то частности, а основные принципы и общие правила. А предлагать эти правила в пригодной для каждой эпохи форме оставлено компетентным и квалифицированным ученым Ислама. Если человек объявляет разрешенным (халяль) что-то запрещенное религией, то этот человек оказывается вне пределов Ислама. Поскольку это означает измышлять ложь от имени Аллаха. В связи с этой темой в Коране предписано:
«Не изрекайте своими устами ложь, утверждая, что это – дозволено, а то – запретно, и не возводите навет на Аллаха. Воистину, не преус-пеют те, которые возводят навет на Аллаха» (Нахль, 16:116).
В особенности, если кто-то пусть даже из добрых побуждений объявит запретным то, что разрешено Аллахом, это не одобряется рели-гией, поскольку у него нет на это полномочий. В тот период, когда жил наш Пророк (ﷺ), некоторые мусульмане предпочитали уход из мира, они отказывались заводить семьи, плохо питались и одевались, стремились проводить свою жизнь в нищете и лишениях. Наш Пророк (ﷺ) предупредил их, что такое поведение наносит вред им самим и их близким.
В Исламе дозволенным является все, что не запрещено категорично и доказательно, и что идет на пользу человеку. Данный принцип иногда воспринимается с осторожностью из-за опасения, что он может привести к признанию дозволенным любого действия, не признавая никаких ограничений. Однако чрезмерные опасения стали причиной того, что люди установили в религии новые границы. Упомянутые в аяте широта и свобода обусловлены необходимостью не нарушать ограничения и избегать запретов Аллаха. Вместе с тем, мы должны проявить усердие в укреплении установленных границ дозволенного и не позволить хоть что-нибудь из запретного объявить дозволенным.
Не установлено никаких ограничений для приобретения доходов с условием дозволенности способов их добывания. Какой бы доход мы не имели, хорошо известно, сколько человек может израсходовать. Не будем склоняться к запретному, беспокоясь о пропитании. Наш задача – постараться заработать и быть довольным тем, что предопредилил нам Аллах.
Вот что говорил об этом Шейх Саади в своем произведении «Гулистан»:
«Если бы сердца потомков Адама были так же привязаны к дающему пропитание, как и к самой пище, то человек своим положением превосходил бы ангелов».
«Аллах не забыл про тебя, даже когда ты был в состоянии скрытого семени, не знающего себя. Он дал тебе дух, разум, сознание, красоту, речь, чувство меры, мышление и ум. К твоим плечам присоединил две руки, а к ним – десять пальцев. Эх ты, беспомощный! Неужели ты считаешь, что он может забыть о твоем пропитании?» (Шейх Саади “Гулистан”, с. 248-249).
Всевышнему Аллаху ведомо все, что мы совершаем. И Он призовет нас к ответу за наши деяния. Будучи мусульманами, мы всем сердцем верим в это. В таком случае, будем же добывать свой хлеб насущный дозволенными путями. Если человек питается тем, что добыто недозволенным способом, Аллах не будет им доволен.
Islam-Today
Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях, поделитесь информацией с друзьями!