Где наш Господь?
وَإِذَا سَأَلَكَ عِبَادِي عَنِّي فَإِنِّي قَرِيبٌ أُجِيبُ دَعْوَةَ الدَّاعِ إِذَا دَعَانِ فَلْيَسْتَجِيبُواْ لِي وَلْيُؤْمِنُواْ بِي لَعَلَّهُمْ يَرْشُدُونَ (186)
«Если Мои рабы спросят тебя (о Мухаммад) обо Мне, то (ответь), что Я, поистине, близок и отвечаю на мольбу взывающего, когда он обратится ко Мне. Пусть они отвечают Мне (покорностью) и верят в Меня – тогда они пойдут по верному пути» (Бакара, 186).
И хотя некоторые муфассиры, связав данный аят с аятом «Разрешено вам в ночь поста вступать в близость с вашими женами...», говорили, что до того, как это стало разрешенным, некоторые сахабы вступавшие в интимную близость с женами в ночь поста, или евшие и пившие после ночного намаза, пришли, испытывая раскаяние к посланнику Аллаха ﷺ и спросили его о пути выхода из сложившейся ситуации, и тогда был ниспослан этот аят, в котором сообщается, что Аллах ответил им на их мольбы и простил им то, что они совершили [Абу Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Куръан, 2/206], однако хукм данного аята имеет гораздо более широкое значение, указывая на то, как, где и когда Аллах Всевышний принимает мольбы своих рабов.
В риваяте, переданном от Хасана, сообщается, что некоторые сподвижники спросили посланника Аллаха ﷺ: «О, посланник Аллаха! Где наш Господь?». И тогда Аллах Всевышний ниспослал аят: «Если Мои рабы спросят тебя (о Мухаммад) обо Мне, то (ответь), что Я, поистине, близок...».
В риваяте, переданном от Ата, говорится: «Когда был ниспослан аят «Ваш Господь сказал: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам. Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными» (Гафир 60), сахабы спросили: «О, посланник Аллаха! В какое время нам делать дуа?» или «В какое время наши мольбы будут приняты?». И тогда был ниспослан этот аят.
В риваяте, переданном от Катады, говорится: «Когда был ниспослан аят «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам...», сахабы спросили: «О, посланник Аллаха! Как нам делать дуа?». И тогда был ниспослан этот аят [Табери, Джамиуль-Байан, 2/92-93].
Некоторые иудеи из числа жителей Медины, сказали посланнику Аллаха ﷺ: «Ты говоришь, что между нами и небом расстояние в пятьсот лет пути, и такое же расстояние между каждым из последующих небес. Как же тогда наш Господь слышит наши мольбы?». После этого и был ниспослан этот аят [Абдуль-Фаттах аль-Кады, Асбабун-Нузуль анис-Сахаба валь-Муфассирин, стр. 26]. Это были слова Ибн Аббаса [Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 1/189].
Читайте также: Как может один Бог охватывать всех людей и управлять ими?
Поскольку изначально в ночь поста или после сна было запрещено есть, пить и вступать в интимные отношения с женщинами, то те, кто нарушил этот запрет, пришли к посланнику Аллаха ﷺ, испытывая сожаление, спросили: «Примет ли Аллах наши покаяния?», и тогда в ответ на это, Аллах Всевышний и ниспослал данный аят [Фахруддин ар-Разы, Мафатихуль-Гайб, 5/94-95].
Каждая из этих причин в отдельности или все они вместе, могли быть причиной ниспослания данного аята. Однако вслед за каждым из этих событий, Аллах Всевышний ниспослал общий хукм о том, что, поистине, Он ближе всех к своим кающимся рабам и отвечает на их мольбы.
Фото: shutterstock.com.
Автор: Islam Today