• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Этот намаз обладает наибольшим достоинством после обязательных

Время чтения: 4 мин
44524

«Они проводят ночи, падая ниц и стоя перед своим Господом» (Сура «Фуркан», аят 64)

Наш великий Господь сообщает нам в этом аяте об одной особенности истинных мусульман. Эта особенность состоит в том, что мы должны стремиться проводить ночи в намазе, со смирением стоя (киям) перед Аллахом и совершая Ему земные поклоны (сажда).

Следовательно, наряду с исполнением фарз, ваджиб и суннат намазов, нам не следует пренебрегать и ночными ибадатами и нужно стараться с максимальной пользой проводить ночное время. Проводить ночи в поклонении ‒ значит читать дополнительные намазы, совершать молитвы-дуа и покаяние в грехах и просить у Аллаха прощения. В одном хадисе сказано: «Мой раб не сможет приблизиться ко Мне ничем другим более любимым Мной, чем исполнением фарзов, которые Я ему повелел. Мой раб будет неуклонно приближаться ко Мне благодаря нафиль ибадатам, (которые он совершает в дополнение к обязательным)». (Бухари, «Книга смягчения сердец», 38).

Нафиль ибадаты – это дополнительные обряды поклонения, которые каждый человек совершает по мере своих сил и возможностей. Они могут различаться в зависимости от пола, возраста, жизненных условий и других особенностей человека. По этой причине каждый свободен выбирать, сколько нафиль ибадатов он в силах совершать. 

Поклонение и служение Аллаху не имеет каких-либо ограничений. Считается, что совершаемый с постоянством ибадат обладает большим достоинством, чем большое количество совершаемых лишь время от времени ибадатов.

Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «(Однажды) пророка, да благословит его Аллах и приветствует, спросили: “Какие дела Аллах любит больше всего?” — и он сказал: “Те, которые совершаются с наибольшим постоянством, даже если их и будет мало”» (Муслим, «Книга молитвы путешественников», 218). Ведь не каждый из нас в силах всегда совершать много ибадатов. Даже если у нас хватит сил на это, не все зависит только от нас. Мы также обязаны думать и заботиться о жене и детях, о родных и близких, о друзьях и соседях.

Ночное поклонение играет в нашей религии особую роль. Наш Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) так определил достоинство ночного намаза, получившего название тахаджуд:

«О люди! Приветствуйте друг друга и угощайте едой. Когда люди спят ночью, вы совершайте намаз. Благодаря этому, вы с миром и благополучием войдете в Рай» (Тирмизи, «Книга о продуктах питания», 45).

«…После фарз намазов наибольшим достоинством обладает ночной намаз» (Муслим, «Книга поста», 202).

Киям, о котором идет речь в аяте, выражает готовность человека исполнить повеления Аллаха, стоя перед Ним со смирением. Сажда означает земной поклон, когда касаются до земли носками стопы, коленями, руками и лбом в знак выражения своей готовности склонить голову перед волей Аллаха и полной преданности Ему.

Тот, кто способен продолжительное время читать Коран, стоя на ногах, заслужит тем самым большое воздаяние. Когда у нашего Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) спросили о том, какой намаз обладает наибольшим достоинством, он ответил: «С длительным киямом» (Муслим, «Книга молитвы путешественников», 165).

Для лишенного способности к духовному наслаждению нафса труднее всего соглашаться с совершением земного поклона (сажда). Шайтан также был подвергнут вечному проклятию за то, что воспротивился повелению совершить земной поклон. Сажда – это такое состояние, которое показывает нашу отрешенность от собственного «Я», отказ от гордыни, осознание своего ничтожества перед могуществом Аллаха, кроме которого нет другого божества, и нашу искреннюю преданность нашему Господу. Именно эту искренность человека во время земного поклона имел в виду наш Пророк (мир ему и благословение Всевышнего), когда говорил: «Раб ближе всего к своему Господу тогда, когда находится в состоянии сажда» (Муслим, «Книга намаза», 215).

Для нас, людей, истинное счастье и величие возможны лишь при рабском служении Господу. Не случайно Аллах Тааля благоволит: «Падай ниц и приближайся к Аллаху» (Сура «Аляк», 96:19). Каждый раз, совершая сажда, мы возвышаемся на одну ступень путем избавления от одного греха или одной ошибки. На это положение указал наш Пророк (мир ему и благословение Всевышнего): «Исполняй как можно больше сажда! Ведь за каждый совершенный тобой земной поклон Аллаху, Он возвысит тебя на одну ступень и сотрет одно твое пригрешение» (Муслим, «Книга намаза», 225).

Необходимо также знать, что сажда – это наиболее смиренное, искреннее, чистое и невинное состояние человеческого духа, когда он наиболее близок к Аллаху. По этой причине сажда совершается только Аллаху. Нельзя совершать сажда ни одному существу, кроме Него.

В таком случае, будем по ночам выстаивать намазы с осознанием того, что стоим перед взорами нашего Господа. Его словом будем освещать наши души. В кияме и сажде будем поминать Аллаха. Будем получать глубокое удовлетворение от того, что совершаем перед Ним земные поклоны, касаясь лицом до земли. Вознесем Аллаху хвалу в знак благодарности за Его бесчисленные милости…

Наш Господь также будет доволен таким нашим состоянием и вознаградит нас своей милостью, даст нам счастье и благополучие, включит нас в число своих избранных рабов.

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle