Если верующий любит Аллаха, так почему он совершает грехи?
Абу Ханифа был величайшим ученым, знатоком исламского права и вероубеждения, жившим в 80/699-150/767 годах. В первые годы обучения, находясь в городе Куфа, Абу Ханифа заучил Священный Коран наизусть. Также он овладел такими предметами, как морфология (сарф) и синтаксис (нахв) арабского языка. Абу Ханифа является одним из великих ученых, которые способствовали распространению вероубеждения Ахлю Сунны. Его труды по основам вероубеждения, составленные в форме ответов на вопросы, дошли до наших дней и легли в основу учения школы Матуриди. Ниже вы можете ознакомиться с отрывком одной из книги Абу Ханифы:
Ученик:
– Если верующий любит Аллаха больше всего остального, так почему же он совершает преступление против Него? Разве любящий способен ослушаться того, кого любит?
Ученый:
– Да. Ребенок тоже любит своего отца, но ведь способен ослушаться его. Так же и верующий. Сколько раз бы он не ослушался своего Господа, Он более всех любим для него. А причиной его ослушания становятся многочисленные искушения. Если человек занимает какую-то ответственную должность перед правителем, ему могут вынести наказание за неисполнение своей работы, а после срока наказания, он снова может вернуться к своим обязанностям, если найдет в себе силы для этого. Таким же примером является женщина, недавно перенесшая мучительные роды. Спустя какое-то время она может окрепнуть и вновь захотеть детей.
Ученик:
– Вы говорите об искушении. Скольких людей это свело с пути. Однако ведает ли верующий, который совершает грех, о том, что ему придется ответить за свои деяния? Поясните этот момент.
Ученый:
– Верующий совершает грех, не зная о наказании. Он совершает это деяние либо с надеждой, что Всевышний Аллах простит его, либо с надеждой успеть покаяться до наступления старости и смерти.
Ученик:
– Осмеливается ли человек совершать грех, наказания которого боится?
Ученый:
– Да, так же, как он осмеливается в еде, питье, войне и мореплавании, несмотря на свой страх перед этими опасностями. Если бы человек не надеялся избежать кораблекрушения, он никогда бы не вышел в море. И если бы человек не надеялся на победу, никогда не стал бы воевать.
Из книги "Пять трудов имама Агзама"