"Если ты один из влюбленных, загляни сюда, пойми эти слова, о несведущий!"
Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде.
Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.
С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории, как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науки сведения по истории ислама и суфизма.
Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны и неизвестности, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.
Глава 137. Разъяснение того, что Истинный (Хак) (Пречист Он и Возвышен) во всякое время и всякий час проявляет
свои тайны через друга [Аллаха]
Всякий, кто в [этом] мире что-либо сделал,
От этого облегчилось ему дело.
Мы благодаря этому известными стали в мире
Среди духовных путников и влюбленных.
Художник тела и души, разума и понимания
За уши меня отодрал, охватил меня страх.
Передал он мне любовь,
Дабы разъяснил я [ее и] показал во всех тонкостях.
Всему, что было скрыто в веках,
Любовь [меня] научила и показала.
Считай, что от такого обучения [происходит] это смирение.
Считай, что от такой любви [происходит] это почтение.
Без языка мне язык Он развязал,
Восхвалил себя сам, сам в нем проявился.
Все, что от любви исходит, то приятнее
И лучше всех речей.
Если ты [один] из влюбленных, загляни сюда,
Пойми эти слова, о несведущий!
Во всем новом есть некое удовольствие
Вместе с радостью и ликованием, без всякого затруднения.
Посему в любую эпоху появляется друг [Аллаха],
Открывает он ключом этот замок.
Показывает скрытое сокровище от Аллаха,
Открывает такого рода царствие и величие.
Люди становятся благодаря ему познавшими, как и он [сам],
Освобождаются от споров и поисков.
Нынче в это время и в эту пору
У Каландара имеется дар от Создателя.
Эта «Каландар-наме» благодаря ему появилась.
Счастлива душа, что этот смысл избрала,
Слова его благодаря деяниям в деле применила
И от всех дурных дел отказалась,
Последовала этим словам, этим речениям,
А после этого к деяниям устремилась.
Посему наставником для нее является только это слово.
Показывает оно избранному, кто подлецом является.
Если ты один из избранных, последуй за нами,
На этом пути телом и душой пожертвуй.
Это путь ‘Ушшакийан, о сынок,
Подобен он оттиску монетному, что находится на золоте.
Через Каландара оттиск этого проявился,
Словно ключ, что отпирает замок.
Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017.