Джаннат аль Фирдаус: почему верующие просят у Аллаха именно это?
Фото: yaalan/ shutterstock.com
В словаре слово «фирдаус» (мн.ч. «фарадис») означает «большой просторный сад, особенно в котором произрастают виноградные лозы», а в литературе – «зеленые сады и гущи из виноградных лоз».
В исторических источниках выдвигаются различные версии по поводу происхождения слова «фирдаус». Его связывают и с арабским, и с персидским языками. Слово «фирдаус» только в регионе Шама употребляется в значении «сад», следовательно, вопреки точке зрения о том, что слово вошло в арабский язык позднее, отмечается, что арабы были знакомы с этим словом с давних времен, указывая в качестве аргумента выражение в бейте (двустишие) поэта Хассана ибн Саита (р.а.), где употребляется это слово.
Кроме того, существование в арабском языке слова «муфердес» в значении «огороженный», происходящий от того же корня, указывает на то, что слово «фирдаус» давно употребляется в арабском языке, несмотря на его иноязычное происхождение. Слово «фирдаус» используется в Благородном Коране в двух аятах. Один из них в выражении «Джаннат аль Фирдаус»:
«Поистине, для верующих, совершавших благие дела, местом пребывания станут сады Фирдауса [это
середина Рая и самое высокое место в нем]» (Аль-Кахф, 107).
В другом же аяте оно упоминается как «Фирдаус»:
«Поистине, для верующих, совершавших благие дела, местом пребывания станут сады Фирдауса [это середина Рая и самое высокое место в нем]» (Аль-Муминун, 10-11).
Пояснения по поводу Рая Фирдаус, которые основываются на комментариях сподвижников (да будет доволен
ими Аллах) и разъяснениях исламских ученых, можно подытожить в двух тезисах:
1. Слово «Фирдаус» обозначает Райскую обитель целиком, а не только ее отдельную часть. Несмотря на то, что оно является именем мужского рода, упоминаемое в аяте суры «аль-Муминун» местоимение вместо слова «Фирдаус» употреблено в женском роде. Данный факт свидетельствует о том, что оно употребляется вместо слова «джаннат» (Рай).
2. Ступень «Фирдаус», которая расположена посреди Рая и является ее самым возвышенным и значимым местом,
станет пристанищем пророков и праведников. В хадисах указывается, что существует четыре Рая под
названием «Фирдаус» и в особенности «Фирдаус» является самым дорогим местом Рая.
Второй тезис о «Фирдаусе» кажется более правдоподобным и точным. Потому что этот тезис основывается на достоверных хадисах, а первый – в большей степени базируется на языковых нормах. Таким образом, исходя из различных доводов, можно сделать вывод о том, что верующие, которые достигнут загробной жизни, будут удостоены воздаяния различной степени, соответственно, места их вечного пребывания в виде Райской степени будут отличаться, то есть Рай Фирдаус также будет отличаться. Мы можем перечислить хадисы касательно этой темы.
Передается от Абу Хурайры (р.а.), что посланник Аллаха (с.а.с.) говорил:
«Если кто-либо из вас уверует в Аллаха и Его посланника, совершает молитву надлежащим образом и постится
в месяц Рамадан, совершит переселение на пути Аллаха или даже если он останется жить на родине, Аллах наделит его возможностью войти в Райские сады. Его спросили: «О, посланник Аллаха! Стоит ли распространить эту радостную весть?» посланник Аллаха (с.а.с) в ответ сказал следующее:
«Обрадуйте людей, но Райские сады отличаются по степеням. Несомненно, Райские сады состоят из 100 ступеней. Всевышний приготовил их для тех, кто усердствует на пути Аллаха. Каждая ступень подобна расстоянию между небом и землей. Когда спрашиваете у Аллаха, просите степень Фирдаус. Поистине, она расположена посреди Рая на самом возвышенном месте, над ним простирается Трон Всемилостивого, Райские ручьи берут свое начало оттуда» (Аль-Бухари, Таухид: 20, №6987, 6/2700).
Передается от ‘Убада ибн ас-Самита (р.а.), что посланник Аллаха (с.а.с.) говорил:
«Рай состоит из ста степеней, каждая из которых равна расстоянию между небом и землей. Самая высокая степень – это степень Фирдаус».
Четыре ручья (состоящий из воды, молока, вина и меда, который упоминается в суре «Мухаммад») в Раю берут свое начало оттуда. Когда просите Аллаха, просите степень Фирдаус» (Тирмизи, «Сыфат аль-джаннат»: 4, №2531, 4/675).
Передается от Абу Бакра ибн ‘Абдуллаха ибн Кайса, что посланник Аллаха (с.а.с.) сказал в хадисе: «Райские сады Фирдаус – их четыре. Два из них из золота – все предметы: украшения, посуда, их содержимое – из золота. Два из них из серебра – все предметы: украшения, посуда, их содержимое – из серебра» (Ибн Абу Шейба, «аль-Мусаннаф», №35245, 13/148).
Автор: Islam Today