Вероучение

"Два ангела прибыли с небес для того, чтобы распоряжаться миром..."

2862

Рассказ о Харуте и Маруте

Рассказ о Харуте и Маруте

Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде. Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.

С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории, как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науки сведения по истории ислама и суфизма. Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны и неизвестности, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.

 

Глава 88. Рассказ о Харуте и Маруте

 

Два ангела прибыли с небес
Для того, чтобы распоряжаться миром.

Дабы среди людей повелеваемое и запрещаемое
Определили они, о владыка.

Были правителями по велению Создателя
Те ангелы Харут и Мару1, о брат.

По приговору [Божьему] снизошли они с небес,
Дабы повелевать и запрещать в [этом] мире.

Власть их распространилась на знать и простолюдинов.
Дела их направились к порядку.

Спустя некоторое время после этого происшествия,
Пришел приговор [от Аллаха], дверь успеха закрыл.

Счастье и удача от них отдалились,
Вопрос происхождения их оказался скрыт.

Сбило с пути их желание их.
Судьба их обоих таковой была [по воле] Аллаха.

Все, что было предопределено со дня предвечности (руз-и азаль),
Произойдет по велению Неумирающего.

Поскольку показывается [Божий] приговор из засады,
Непременно, проклятым называют ‘Азазиля2 (Иблиса – прим. ред.).

Творения по приговору и предопределению [Божьему]
Все до одного страшатся и трепещут.

[Если] кто-либо спорит, то от незрелости.
Люди подобны приманке, а [Божий] приговор – ловушке.

Так что же [могут] сделать человек [вместе] с ангелом,
Ведь общим для них обоих является приговор [Божий]?

Послушай этот рассказ и извлеки урок,
Ради алчности и нафса не умирай.

Поскольку ангел оказался бессильным перед нафсом,
Желанию он покорился и рабом стал.

С земли больше не отправился он на небо,
Остался на земле темной, как и мы.

Человек лучше ангела.
По этой причине перенесли [его] на небосвод.

Если желание не подпустил [к себе] человек,
Лучше ангелов он в этот миг.

Если мечом духовного знания убил ты нафс,
Освободился ты от всякой скверны и нечестия.

После этого стал ты товарищем близким Джибрилю,
Станешь ты самым избранным из избранных, словно Халиль (пророк Ибрахим – прим. ред.).

Неверие твое станет верой, а тело – подобным душе,
Останешься ты вечным вместе с Вечным Аллахом.

Если пойдешь ты по пути Харута и Марута,
На пути его ты будешь предателем и заблудшим.

Горе тебе и тому поведению твоему!
Да будет порицание и проклятие деянию твоему!

__________________
1. Харут и Марут – два ангела, находившиеся в Вавилоне в период жизни пророка Сулеймана и обучавшие иудеев колдовству. Упоминаются в следующем кораническом аяте: «Они последовали за тем, что читали дьяволы в царстве Сулеймана (Соломона). Сулейман (Соломон) не был неверующим. Неверующими были дьяволы, и они обучали людей колдовству, а также тому, что было ниспослано двум ангелам в Вавилоне – Харуту и Маруту. Но они (ангелы) никого не обучали, не сказав: «Воистину, мы являемся искушением, не становись же неверующим». Они обучались у них тому, как разлучать мужа с женой, но никому не могли причинить вред без соизволения Аллаха. Они обучались тому, что приносило им вред и не приносило им пользы. Они знали, что тому, кто приобрел это, нет доли в Последней жизни. Скверно то, что они купили за свои души! Если бы они только знали!» (2:102) (пер. Э.Кулиева).

2. ‘Азазиль (библ. Азазель) – одно из имен Иблиса, которое не упоминается в Коране, однако фигурирует в мусульманской традиции, в особенности, в преданиях иудео-христианского происхождения (исра`илийат), и связано с древнееврейским представлением о падшем ангеле.

Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017.

Социальные комментарии Cackle
Home