Дозволен ли развод, в случае, если супруги не любят друг друга?
Сабит бин Кайс (да будет им доволен Аллах) был одним из видных сахабов, живших в Медине. Большую часть времени он проводил с Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), перенимая у Благословенного Пророка наилучшие качества. Посланник Аллаха Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказало нем как-то: «Сабит из обитателей рая».
Однако у Сабита была одна проблема, сильно беспокоившая его. У него не складывались отношения с женой, которая так и не смогла полюбить его, несмотря на его благой нрав и мягкий характер. Переживавшая по этому поводу не меньше чем Сабит, его супруга, которую звали Джамиля, переборов свои сомнения и страхи, все же решилась поговорить с Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и спросить Его совета.
– О, Посланник Аллаха! – сказала она. – Я не могу что-то плохого сказать о муже как о мусульманине и у него благой нрав. Однако я не смогла его полюбить, и я боюсь, что отсутствие моих чувств к нему может привести к тому, что я скажу или сделаю что-либо, и это может привести к печальным последствиям. Если бы вы попросили его развестись со мной, то он бы освободился от жены, которая его не любит, а я бы не переживала по поводу того, что сделаю что-то не так.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) с большим вниманием и пониманием выслушал ее и решил поговорить с Сабитом.
Поведав о переживаниях Джамили, Благословенный Пророк (мир ему и благословение Аллаха) выслушал Сабита по этому поводу.
Сабит очень любил свою жену, но она не могла ответить ему тем же. Он понимал, что такие отношения не принесут радости и счастья. Немного задумавшись, он сказал Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха):
– Я подарил Джамиле в качестве махра на никахе самый лучший свой сад. Как мне развестись с ней вот так сразу, после такого дорого подарка, тем более у меня нет еще одного такого сада.
Выслушав Сабита, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) вновь позвал Джамилю и спросил ее:
– Могла бы ты вернуть дорогой махр, подаренный тебе на никах, если бы Сабит согласился развестись с тобой? Сабит получит обратно то, что дал тебе, и разведется с тобой, дав тебе свободу, при этом каждый из вас получит то, что хочет. Это будет наилучшим решением для вас.
Услышавшая об этом, Джамиля тут же согласилась, сказав:
– С удовольствием возвращаю обратно.
На что Сабит ответил:
– Тогда я возвращаю ей никах с таким же довольством. Я развожусь с ней, и с этого момента она свободна.
На этом стороны разошлись с миром, а Всевышний Аллах ниспослал 229 аят суры аль-Бакары Священного Корана:
الطَّلاَقُ مَرَّتَانِ فَإِمْسَاكٌ بِمَعْرُوفٍ أَوْ تَسْرِيحٌ بِإِحْسَانٍ وَلاَ يَحِلُّ لَكُمْ أَن تَأْخُذُواْ مِمَّا آتَيْتُمُوهُنَّ شَيْئًا إِلاَّ أَن يَخَافَا أَلاَّ يُقِيمَا حُدُودَ اللّهِ فَإِنْ خِفْتُمْ أَلاَّ يُقِيمَا حُدُودَ اللّهِ فَلاَ جُنَاحَ عَلَيْهِمَا فِيمَا افْتَدَتْ بِهِ تِلْكَ حُدُودُ اللّهِ فَلاَ تَعْتَدُوهَا وَمَن يَتَعَدَّ حُدُودَ اللّهِ فَأُوْلَـئِكَ هُمُ الظَّالِمُونَ
«Разводов [когда можно еще сохранить целостность семьи] — два. [Первый и второй разводы являются как бы незавершенными, а вот третий — окончательный.] [При возникновении внутрисемейной конфликтной ситуации, дав один или два развода] муж [как глава семьи] либо удерживает свою жену в рамках общепризнанных моральных норм [без применения насилия и притеснений; учитывая каноны, законы и традиции, то есть восстанавливает семейные отношения, пока не истек срок], либо [сохраняя и свое достоинство, и достоинство женщины] благородно освобождает ее от брачных уз [не препятствуя ее уходу по завершении соответствующего срока].
Недопустимо для вас [мужей] брать обратно что-либо [даже незначительное] из того, что вы дали (даровали) им [женам своим ранее], кроме как если есть обоюдное опасение нарушить заповеди Всевышнего [то есть в случае нарастания напряженности, появления конфликтов и ссор, когда жена просит, требует расторгнуть брак и при этом ведет себя аморально]. И если вы опасаетесь нарушения Божьих заповедей [когда накаляется внутрисемейная обстановка, разрушаются нормы взаимоуважения и жена уже не видит перспективы семейного счастья и благополучия со своим мужем, например возненавидела его], тогда нет греха на них обоих, если супруга попросит расторгнуть брак, «откупившись» чем-то [освободив себя от семейных уз и обязательств возвращением мужу полностью или частично того свадебного подарка (махра), который был передан ей во время (а также до или после, если он был отсрочен) бракосочетания]. Таковы границы, определенные для вас Богом, не переступайте же их! Кто же переступает границы [благородства в поведении и правильности во взаимоотношениях, особенно внутри семьи], те — грешники (притеснители, тираны)».
По которому было ясно, что Всевышний Аллах не запрещал развод, когда семейному счастью мешало отсутствие любви и чувств у супругов. Однако было упомянуто, что муж не должен пользоваться этим положением, и требовать с нее столько, сколько она не в состоянии ему дать.
Ихсан Кышкаров
Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост на Facebook!