• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Авлия: совсем не «святые»

Время чтения: 5 мин
27134

У турок, как и у татар, есть обычай посещения могил родственников во время религиозных праздников. В Стамбуле турки активно посещают могилы авлия (приближенных к Аллаху), которых в бывшей столице империи достаточное количество.

Обычай воздвигать мавзолеи или еще каким-то образом отмечать места захоронения  духовных авторитетов и наставников существует не только в Турции, но и по всему исламскому миру. Они также являются местами массового посещения. Критики такой традиции указывают на запрет поклонения могилам, который существует в исламе, однако необходимо понимать разницу между поклонением физическому объекту, практикуемым людьми, не понимающими смысла истинного Единобожия и посещением могил авлия, чей нур и баракят остается после смерти.

Истинно верующий мусульманин, строго исповедующий Единобожие приходит на могилу авлия чтобы ощутить нур Аллаха и Его баракят, подобно тому как человек, истосковавшийся за зиму по Солнцу, весной, выходя под его лучи,  жадно улавливает естественное  солнечное тепло, пробуждающее все живое. И здесь никому не придет в голову обвинять его в поклонении светилу. Хотя, в то же время, в  некоторых религиях Солнце напрямую обожествляется и ему совершают поклонение.

В Турции также есть уважительное отношение к людям, которых при жизни называли авлия (приближенные к Аллаху), пир (духовный наставник), баба (духовный отец). Эти люди, которых современные исламоведы и востоковеды полуиронически и совершенно неправильно называют «святыми», проводя параллель с людьми, причисленными «к лику святых» в других религиях, еще при жизни заслужили уважение своей богобоязненностью и полным соблюдением условий, которые способствуют тому, что мольба верующего – дуа принимается Аллахом: совершение дополнительных молитв и богоугодных дел (нафиль), строгое соблюдение пищевых запретов (халяль и харам), полностью дозволенный заработок. Поэтому Аллах всегда отвечал на их просьбы.

Эти люди также славились своей мудростью и прозорливостью, которой достигали путем отказа от фактического поклонения этому миру (дунья), но не путем насильственного отлучения самих себя от материальных благ, а путем постижения того, что эта земная жизнь ничего не стоит в сравнении с ахира.

Исламоведы и востоковеды нашли еще один полуиронический термин, «мистицизм», для того чтобы охарактеризовать феномен духовного очищения человека посредством поминания имени Всевышнего (зикр). Другие противники духовного наставничества мусульман заявляют о том, что при Пророке,  да благословит его Аллах и приветствует, не было «никакого суфизма». Но разве не был Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, наставником для своих сподвижников? А если вспомнить знаменитый хадис  о встрече Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует и его сахабов с Джабраилом, мир ему, и его рассказ об имане, исламе и ихсане, то как объяснить высказывание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о том, что поклоняться Аллаху следует так, как будто ты видишь его?  Ведь наше физическое зрение  не способно увидеть  Создателя. 

Это возможно лишь в том случае, если между верующим и его Создателем отсутствует преграда – то есть, выражаясь современным языком, факторы, отвлекающие внимание раба от его Господа. А как же устранить эту преграду?

Аллах говорит в Священном Коране:

أَفَرَأَيْتَ مَنِ اتَّخَذَ إِلَهَهُ هَوَاهُ وَأَضَلَّهُ اللَّهُ عَلَى عِلْمٍ وَخَتَمَ عَلَى سَمْعِهِ وَقَلْبِهِ 

«Видел ли ты того, кто обожествил свою прихоть? Аллах ввел его в заблуждение, не смотря на его знания, запечатал его слух и сердце» (Аль-Джасия 45:23 –приводится лишь необходимая часть аята)

وَجَعَلَ عَلَى بَصَرِهِ غِشَاوَةً 

«И наложил на его взор покрывало» (Аль-Джасия 45:23 –приводится лишь необходимая часть аята)

فَمَن يَهْدِيهِ مِن بَعْدِ اللَّهِ أَفَلَا تَذَكَّرُونَ

«Кто  же наставит его на прямой путь после Аллаха? Неужели вы не извлечете урок?» (Аль-Джасия 45:23 –приводится лишь необходимая часть аята)

В  одном из своих хадисов Пророк, Да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Знание бывает двух видов: знание в сердце - это полезное знание. Другое -  знание на языке. Оно будет обвинителем Аллаха против сына Адама».

Аллах говорит в Коране: 

لَهُمْ قُلُوبٌ يَعْقِلُونَ بِهَا 

«У них были сердца, посредством которых они могли разуметь»

أَوْ آذَانٌ يَسْمَعُونَ بِهَا 

«И уши, посредством которых они могли слушать»

فَإِنَّهَا لَا تَعْمَى الْأَبْصَارُ 

«,поистине, слепнут не глаза»

وَلَكِن تَعْمَى الْقُلُوبُ الَّتِي فِي الصُّدُورِ

«а слепнут сердца, находящиеся в груди» (Аль-Хаджж 22:46)

Очень часто в востоковедной литературе  наряду со словосочетанием «исламский мистицизм» можно встретить термин «суфизм». Однако востоковеды не могут определить  ни его точный смысл, ни причину его появления.

К тому же не исповедуя ислам, они не могут разобраться в истинном назначении духовного пути, именуемого тарикатом, и восполняют свое незнание домыслами. Именно от них исходят измышления о том, что с целью вовлечения большего числа адептов в свои тарикаты суфии шли на поводу у принявших ислам вчерашних язычников и практиковали так называемый «пантеизм» - обожествление (да простит нас Аллах) сил природы и прочие ритуалы, не приемлемые с точки зрения Единобожия. Их измышления опровергаются одним-единственным тезисом: никогда не достигнет приближения к Аллаху человек, чьи религиозные убеждения противоречат тому, чему учил Аллах в Своей книге.

И все же вернёмся к стамбульским авлия. Турецкий автор Айхан Ялчин в своей книге “Istanbul Evliyalari ve Ziyaret Yerleri” (Стамбульские авлия и места посещения) сообщает о 740 захоронениях людей, приближенных к Аллаху начиная от мавзолея султана Фатиха Мехмеда, до скромной могилы Хайдар Бабы в Ускюдаре у железнодорожной станции «Хайдар-паша».

В прошлом году муниципалитет Стамбула издал каталог под названием «100 мавзолеев Стамбула», включающий фотографические материалы, который рассказывает в основном о местах захоронений султанов и других знаменитостей.

Всего в городе, по сообщению министерства по культуре и туризму, насчитывается 120 мавзолеев.

В 12 из них похоронены османские султаны и члены их семей, включая женщин и детей. Остальные – места захоронения придворных и суфийских шейхов. Могилы шейхов часто навещают жители близлежащих кварталов, которые и ухаживают за ними. Часто они располагаются рядом с помещениями дервишеских обителей (текке), где шейхи были духовными наставниками.

Ильдар Мухамеджанов

Интересная статья? Пожалуйста, расскажите друзьям в соц.сетях, сделайте репост! 

Социальные комментарии Cackle