Реклама
Вероучение

Диспуты Абу Ханифы

2709

Диспуты Абу Ханифы с хариджитами.

Диспуты Абу Ханифы с хариджитами.

Начало: Поучительные истории: как Абу Ханифа реагировал на оскорбления и сплетни?

В биографических источниках говорится, что между встретившимися на улицах Медины Абу Ханифой и Мухаммадом ал-Бакиром однажды произошел такой диспут. Мухаммад ал-Бакир сказал Абу Ханифе: «Это ты, кто пытается внести в религию моего дяди изменения, пренебрегая хадисами и прибегая в поисках ответа к аналогии?»

«Упаси Аллах!» – отвечал ему Абу Ханифа. «А я говорю, что пытаешься» – настаивал ал-Бакир. Тогда Абу Ханифа сказал: «Давай сядем, и обсудим этот вопрос как полагается, ведь я уважаю тебя так же, как твой дядя (мир ему) уважал своих сподвижников».

Когда Мухаммад ал-Бакир сел, Абу Ханифа сел напротив него и сказал: «Я задам тебе три вопроса, постарайся на них ответить: кто по природе слабее – мужчина или женщина?» «Женщина» – ответил ал-Бакир. «Тогда скажи, какова доля мужчин и женщин при распределении трофейной добычи?» «Мужчинам полагается две доли, женщинам – одна» – отвечал ал-Бакир.

«Это то, что определил твой дядя, но если бы я хотел внести в его религию какие-то изменения, то по аналогии сказанного тобой вынес бы решение в пользу слабых по природе женщин, постановив выделять им из трофейной добычи две, а мужичинам – лишь одну долю» – подметил Абу Ханифа, а затем продолжил: «Что предпочтительнее – намаз или пост?» «Намаз» – ответил ал-Бакир.

«Это то, что определил твой дядя, однако и здесь можно было бы пренебречь сказанным им, и вынести решение по аналогии сказанного тобой, тогда после окончания месячных, женщинам следовало бы восполнять не пропущенные дни поста, а пропущенные в эти дни намазы» – подметил Абу Ханифа, а затем продолжил: «Скажи, которая из нечистот оскверняет человека больше – моча или сперма?» «Моча» – ответил ал-Бакир.

«Да, но это согласно религии твоего дяди, а по аналогии сказанного тобой, после каждого мочеиспускания следовало бы совершать полное омовение, а после семяизвержения – лишь малое. Поэтому упаси меня Аллах от принятия решений по аналогии вопреки уже имеющихся установлений»1 – сказал Абу Ханифа.

Тогда Мухаммад ал-Бакир встал со своего места, поцеловал Абу Ханифу в лоб, и, выразив свое глубокое почтение удалился.

А ты знаешь, кто такой Абу Ханифа?

А ты знаешь, кто такой Абу Ханифа?

Также, хотелось бы привести один из диспутов Абу Ханифы с хариджитами, которые считали, что совершение верующим тяжкого греха делает его абсолютно неверующим. На тот момент Абу Ханифа уже снискал в фикхе всеобщего признания, и поэтому все спорные и щекотливые вопросы адресовались лишь ему.

Говорится, что однажды к нему пришла группа хариджитов, которая задала ему такой вопрос: «Перед вратами этой мечети лежит два тела, одно из которых принадлежит пьянице, умершему от сильной попойки, второе – совершившей прелюбодеяние, забеременевшей и наложившей на себя в этой связи руки женщине. Скажи, как их хоронить и совершать ли над их телами погребальный намаз?»

На это Абу Ханифа спросил: «К которой нации они принадлежали – к иудеям, христианам или огнепоклонникам?» «Они были из числа тех, кто свидетельствовал, что нет иного божества кроме Аллаха и что Мухаммад – раб Аллаха и посланник» – отвечали хариджиты.

«Тогда скажите мне, каковой была их вера – была ли она совершенной, совершенной лишь на треть, на четверть или лишь на одну пятую?» – продолжал задавать наводящие вопросы Абу Ханифа.

«Вера не может быть совершенной лишь на треть, на четверть или на одну пятую, она либо есть, либо её нет совсем» – отвечали хариджиты.

«Позвольте уточнить: вы спрашиваете меня о положении этих двух, которых сами называете верующими, не так ли?» – спросил тогда Абу Ханифа.

«Оставим это, просто скажи нам, попадут ли они в рай или отправятся прямиком в ад?» – желая услышать свое, не угомонялись хариджиты. На это Абу Ханифа сказал им: «Если вам не достаточно ваших же доводов, отвечу вам словами пророка Ибрахима, который говорил о тех, кто был гораздо хуже этих двух: «Те из них, кто последует за мной – они мои люди, а тех, кто ослушается – Ты волен понять и простить»2.

Также отвечу вам словами пророка ‘Исы: «Ты волен их за ослушание наказать, ведь все они рабы Твои, а если же простишь – такова Твоя воля и мудрость»3 и словами пророка Нуха, которого упрекали в пособничестве низшему сословью: «И говорили «Тебе мы не поверим, ведь низшее сословье последователи твои. А он им отвечал: «Не ведомо мне, что творят они, у Господа их воздаяние, неужто, этого самим вам не понять. За это лишь не стану от себя я уверовавших прогонять»4 и его же словами: «И я не стану утверждать, что никакого блага презренным среди вас Аллах не даст. Аллаху лучше знать, что в душах их, и рассуждай как вы я – таким же как и вы не справедливцем бы я стал»5.

Услышав такие слова, хариджиты, сложив свое оружие удалилис6.

___________________________________________
1 - Ибн ал-Баззаз ал-Курди, Манакиб ал-Имам ал-А’зам, стр. 99.
2 - Ибрахим, 14/36.
3 - ал-Маида, 5/118.
4 -  аш-Шу’ара, 26/111-114.
5 - Худ, 11/31.
6 - Абу Захра, Абу Ханифа Хаятуху, ‘Асруху ва Арауху, стр. 24.

Также на эту тему читайте:

Ученый, которого сам Абу Ханифа назвал "Несравненный"

Ученый, которого сам Абу Ханифа назвал "Несравненный"

Как выглядел Абу Ханифа? Воспоминания людей, знавших его лично

Как выглядел Абу Ханифа? Воспоминания людей, знавших его лично

5 уникальных особенностей мазхаба Абу Ханифы

5 уникальных особенностей мазхаба Абу Ханифы

 

Islam-today

CarPrice
Zeitun
Социальные комментарии Cackle
myToys
Home