• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Чужой дом: как не переступить грани дозволенного

Время чтения: 4 мин
2599

«О, верующие! Не входите в чужие дома без разрешения, не поприветствовав салямом хозяев. Так [поступать] лучше для вас [чем входить в дом без разрешения]. Примите же наставление!» (Ан-Нур, 27).

Наши дома нельзя понимать лишь как помещения, имеющие четыре стены, окна и двери. Дом − это жизненная сфера, наполненная душами живущих в ней людей. По этой причине, к нашим домам, где мы живем с нашими супругами, детьми, родителями, братьями и сестрами, больше подходят слова «семейное гнездо, семейный очаг».

Наши родные дома становятся свидетелями наших радостей и горестей. Они даже не просто свидетели, они переживают вместе с нами, сочувствуют нам. Каждый уголок родного дома хранит память о мгновениях, проведенных нами вместе с теми, кого мы любим. Поэтому наш дом − это для нас заповедное и святое место.

Порой наше семейное гнездо становится более оживленным радостным, когда в нем появляются наши друзья или соседи. Когда в наш дом входят друзья, в нем словно становится светлее, и мы еще больше любим его. Словно мы с нашим домом составляем одно целое. Человек, переступивший через порог нашего дома, как будто бесшумно входит в наш внутренний мир. Ведь недаром наш Пророк (с.а.с.) говорил, что одной из лучших радостей жизни является наличие хорошего соседа и просторного дома. Невольно задумаешься, насколько хорошо он разбирался в человеческих душах! (Имам Ахмад ибн Ханбаль, «Муснад», I, 168).

Перед тем, как войти в чужой дом, принято постучаться или позвонить в дверь. Таким способом ты словно спрашиваешь у тех, кто находится внутри: «Не пустите ли вы меня ненадолго в ваше личное, теплое, семейное гнездышко?» Ну а если врываться в дом, не постучавшись, не проявив необходимую вежливость и деликатность, не будет ли это означать: «Я не чувствую уважения к вашему семейному очагу?»

Наш любимый Пророк (с.а.с.), все поступки которого являются для нас хорошим примером, когда хотел войти в чей-то дом, останавливался за несколько шагов до двери дома и просил у хозяина разрешения войти, и только получив разрешение, он заходил в дом. Того же самого он ждал и от своих сахабов (Имам Абу Дауда, «Книга приличий», 127).

В приведенном аяте также повелевается входить в чужие дома, лишь получив позволения и поприветствовав их обитателей. И говорится, что это будет лучше для нас.

Один из сахабов вспоминает, что в день своей женитьбы на Зайнаб наш Пророк (с.а.с.) устроил свадебное угощение. Праздничные столы были накрыты в саду дома нашего Пророка. Гости сначала посидели в доме, поговорили, а затем в саду они покушали приготовленных для них угощений и разошлись. Однако некоторые гости надолго задержались в доме, погрузившись в приятную беседу. Наш Пророк (с.а.с.) не стал ничего говорить своим гостям, не желая их обидеть (Имам Муслим, «Книга никаха», 15).

В связи с этим эпизодом, Всевышний Аллах ниспослал 53-й аят суры «Ахзаб»:

«О, верующие! Не входите в дома Пророка, если только вас не пригласят к трапезе. Но не дожидайтесь ее приготовления. Но если вас позовут, то входите, а когда поедите, расходитесь и не оставайтесь для разговоров. Этим вы причиняете неудобство Пророку. Он стесняется вас, но Аллах не стесняется правды. И если вы просите у них [жен Пророка] какую-то утварь, то просите через завесу. Это чище для ваших сердец и для их сердец…» (Аль-Ахзаб, 53).

Современные дома защищают нас стальными дверями и установленными в них сложными замками. Безусловно, все это пришло к нам вместе с современной городской жизнью и защитило нашу частную жизнь. Ислам также не против этого. Однако для того, чтобы защитить святость личной жизни, недостаточно лишь внешних, физических мер. Нужно способствовать этому вежливостью и уважением в наших поступках.

Стучаться в дверь − это показатель культуры, правило приличия. Посмотрите на наших предков. Они украсили огромными дверями, открывающимися настежь, все общественные здания, постоялые дворы, карван-сараи, мечети и медресе, потому что им нечего было скрывать. Эти места принадлежат всем. Но если мы захотим пройти дальше вовнутрь, войти во внутренние комнаты, то нас встретят скромные двери, которые покажутся нам очень низкими. Чтобы пройти через них, нужно слегка пригнуться.

И в этот момент вы поймете, что внутри начинается частная жизнь. Вы невольно совершаете поклон из уважения перед обладателем этой личной жизни. Когда переступаете через порог, вы уже потихоньку входите в чью-то личную жизнь. Поэтому давайте будем стучаться в двери, будем приветствовать хозяев и с приветливым лицом и вежливостью, будем входить в дом, получив разрешение. Переступим через порог, но не через грани дозволенного. Не будем забывать, что у каждого дома имеется дверь, и каждая дверь открывается в особый мир.

Идём в гости: что неприемлемо для мусульман
Как часто нужно навещать своих близких? Что нужно говорить при входе в чужой дом? И как быть, если тебе не рады? Ответы на эти вопросы в статье.
19.02.2021
9141

Автор: Islam Today

Социальные комментарии Cackle