• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Чувство, которое является грехом против самого Всевышнего

Время чтения: 8 мин
44429

Есть древняя притча. Некоему человеку во сне было сообщено, что Всевышний решил наделить его богатством – но с одним условием. Он может назвать любое имущество или благо, которое ему хочется иметь, и он получит это незамедлительно. Но при этом сосед его получит то же благо в двойном размере.

К примеру, если он пожелает новый дом, сосед получает два дома, если корову или лошадь, то сосед - две коровы или две лошади, и тому подобное. То есть, Господь облагодетельствует его – но соседа его при этом в двойном размере. Задумался человек – «чего бы мне пожелать, чтобы сосед мой не в прибыли, а в убытке остался?» И наконец взмолился: «Господи, возьми у меня один глаз!».

Настолько нестерпимой была для него мысль, что сосед получит те же блага – да еще вдвое большем размере, чем он, что согласился человек лишиться какой-то части своего тела, чтобы сосед его оказался в двойном убытке.

Наверное, каждый из нас сталкивался с подобной ситуацией – когда мы видим, что у кого-то из наших родных, знакомых или соседей увеличивается имущество, появляются новые возможности, их хвалят, любят, почитают в обществе, в это время в нашем сердце зарождается не очень красивая мысль: «А почему все эти блага даются ему, а не мне? Чем я хуже?». Более того, мы начинаем подсознательно желать ему убытка и неудачи: «Если не мне, так пусть и не ему. Пусть я что-то потеряю, но и он пускай не приобретет».

Все эти низкие, нехорошие желания коренятся в одном чувстве – в человеческой зависти. С психологической точки зрения: зависть – это психологический дискомфорт, негативная эмоция, возникающая при виде чужой удачи, чужих достижений.

С точки зрения религии, зависть – это выступление человека против своего Создателя.

Почему? Чем опасна зависть и как от нее избавиться – давайте попробуем разобраться.

Ислам – как и все другие религии – запрещает зависть и строго предостерегает человека от этого низкого чувства. Ведь если вдуматься, зависть – это не просто желание зла и неудачи другому человеку (за которым могут последовать и дурные дела), но грех против Самого Всевышнего.

Для верующего человека не может быть понятия «удача» или «везение», мы знаем, что все блага в мире распределяет Сам Творец этого мира, Который один решает – какими благами и в каком размере наделить кого-то из людей.

Так что, если мы недовольны тем, что кто-то этих благ получил больше, что он их не заслужил, по нашему мнению, тем самым, мы восстаем против Бога, обвиняя Его в несправедливом распределении мирских благ. Мы ставим под сомнение справедливость Всевышнего.

Чем опасна зависть? Завистливый человек живет как бы в постоянном сравнении своих успехов или своих благ с теми благами, которые даны другим людям. Когда нам кажется, что другому человеку достается больше этих благ, чем ему, в нашем сердце появляется недоброе чувство против этого человека.

Если с ним случается какое-то несчастье, мы не сочувствуем ему, а напротив, втайне злорадствуем. Более того, иногда завистливый человек старается всячески навредить тому, кому он завидует. Очень многие преступления имели в своей основе зависть, недоброе чувство при виде чужих успехов.

Иблис, который в свое время отказался поклониться Адаму, счел такое требование для себя унизительным – поскольку завидовал первому человеку. Ведь он был создан из огня, а этот человек из глины – так почему же Всевышний требует для этого создания таких почестей? Это было несправедливым по его мнению.

Первое убийство на Земле – когда Каин (Кабиль) убил своего брата Авеля (Хабиля), потому что Бог принял приношение брата, а его жертву отверг, было также совершено из зависти.

В известной пьесе Пушкина «Моцарт и Сальери» описано убийство на почве зависти. Композитор Сальери завидует более талантливому Моцарту – как несправедливо устроен мир, почему он – который столько трудился для достижения успеха в своей профессии, оказался менее успешным и способным, чем этот человек, который не прилагает особых усилий, однако, сочиняет гораздо лучшую музыку? И в конце концов он замышляет отравить своего товарища – поскольку не может справиться с пожирающей его сердце завистью.

В Коране говорится об этом недобром чувстве:

«Неужели они завидуют тому, что Всевышний даровал им из Своей щедрости?» (сура «Ан-Ниса», аят 54).

Пророческий хадис предостерегает:

«Не завидуйте друг другу; не отворачивайтесь друг от друга, а будьте, о рабы Аллаха, братьями!» (Аль-Муджамуль-аусаи).

В другом изречении Пророка, мир ему, говорится об опасности этого низкого чувства – какие бы добрые внешне дела не совершал человек, в них не будет смысла, поскольку они все были отравлены постоянным чувством зависти к успехам других людей:

«Зависть сжигает благие деяния, как пламя пожирает дрова» (Абу Давуд, ибн Маджа).

Еще в одном хадисе говорится:

«…и не соберутся в сердце раба иман (вера) и зависть» (Ибн Хиббан).

Существует ли лекарство от зависти – как можно начать радоваться чужим успехам, а не исполняться недобрым чувством при виде их?

1. Перестаньте сравнивать свою жизнь с жизнью других людей. Научитесь видеть приятное в собственной жизни и быть благодарным Всевышнему за то, что Он дал именно вам. В Коране есть множество аятов, которые напоминают о благодарности и предостерегают от неблагодарности:

«Разве станет Аллах наказывать вас, если вы будете благодарны [Ему] и уверуете [в Него]? Ведь Аллах вознаграждает благодарных и знает то, что они делают» (4:147).

«Если вы будете благодарны, то Я (Господь) непременно увеличу вам. А если будете неблагодарны, то постигнет вас суровое наказание» (14:7). 

2. Когда мы завидуем успехам других людей, мы судим только по внешним признакам – ему увеличили зарплату, а мне нет, у него квартира больше, жена красивее, дети более способные. Но при этом мы не знаем о том, какие проблемы могут быть у наших соседей, знакомых, сослуживцев.

Может быть, кто-то из них живет рядом с плохими соседями, страдает от дурного начальника, мучается какой-то хронической болезнью (о которой просто никому не хочет говорить). Если мы на самом деле узнали бы жизнь людей, которым мы завидуем, у нас нашлось бы много поводов пожалеть их, а не завидовать им. Часто внешне успешные люди – это люди, которые просто умеют радоваться жизни и быть благодарными несмотря ни на что.

3. Внешние мирские признаки счастливой жизни на самом деле могут быть источником тяжелых испытаний. Сколько людей не выдерживали испытание богатством, успехом, славой, высокими должностями. Почитайте биографии знаменитых актеров, певцов, музыкантов – сколько среди них было людей, которые страдали от алкогольной и наркотической зависимости, лечились от депрессий, пытались покончить с собой, за всю жизнь так и не могли обрести обычного семейного счастья, не родили детей.

Их знали во всем мире, на их концерты или на фильмы с их участием приходили миллионы людей, они зарабатывали огромные деньги – но потом они возвращались в пустые, холодные дома, где их не ждал ни один близкий человек.

4. Смотрите не на тех людей, кто живет лучше вас, а на тех, кому хуже, чем вам. Есть история о том, как одна женщина долгое время докучала мужу недовольством – «Почему мы не живем так же богато и красиво, как вот такие-то и такие-то люди? Посмотри, как хорошо живет такой-то наш родственник, знакомый, сосед. Почему Господь дал эти блага им, а не нам?».

Наконец муж – который работал врачом в больнице, не выдержал и отвез жену к себе на работу, туда, где огромное количество людей мучается от разнообразных болезней – у кого-то болит сердце, кто-то почти ничего не может есть, кто-то не может ходить или говорить.

И под конец этой «экскурсии» он спросил свою жену – «Дорогая, ты не хочешь задаться вопросом, почему мы не живем вот так, как эти несчастные люди? Почему Господь послал все эти болезни им, а не нам?»

В одном из хадисов нашего Пророка (мир ему) говорится: «Смотрите на тех, кто ниже вас, и не смотрите на тех, кто выше вас. Это поможет вам не умалять те милости Аллаха, которыми Он вас облагодетельствовал» (Бухари, Муслим).

5. Попробуйте сделать что-то хорошее тому, кому вы завидуете, помолитесь о его благополучии, поблагодарите Всевышнего за то, что Он послал ему этот успех, деньги, здоровье.

6. Полюбите себя таким, как вы есть. Разумеется, речь не идет об эгоизме и себялюбии – а о том, чтобы видеть в себе создание Всевышнего, которое дорого Ему. Если Бог захотел нас создать именно такими, если Он поместил нас в такие обстоятельства жизни, значит, в этом для нас благо.

Помните, что Господь справедлив и мудр, Он никого не обижает. Во всех жизненных обстоятельствах есть свои уроки и наставления – главное, чтобы мы научились уметь видеть эти наставления и правильно вести себя в соответствии с ними.

Итак, зависть, недовольство при виде чужих благ и чужой радости – это весьма пагубное и опасное чувство. Оно уничтожает добрые дела человека, оно ведет ко многим злым делам и преступлениям, наконец, оно не дает человеку радоваться жизни и быть благодарным за те блага, которыми его наделяет Всевышний. Поэтому, если кто-то из нас чувствует в себе склонность к этому недоброму чувству, нам следует стараться искоренить его из своего сердца и просить Бога об избавлении от него.

Анна Кобулова

Социальные комментарии Cackle