• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Что такое валяят и бараат?

Время чтения: 2 мин
2964

Абу Ханифа был величайшим ученым, знатоком исламского права и вероубеждения, жившим в 80/699-150/767 годах. В первые годы обучения, находясь в городе Куфа, Абу Ханифа заучил Священный Коран наизусть. Также он овладел такими предметами, как морфология (сарф) и синтаксис (нахв) арабского языка. Абу Ханифа является одним из великих ученых, которые способствовали распространению вероубеждения Ахлю Сунны. Его труды по основам вероубеждения, составленные в форме ответов на вопросы, дошли до наших дней и легли в основу учения школы Матуриди. Ниже вы можете ознакомиться с отрывком одной из книги Абу Ханифы.

Ученик:

– Вы успокоили меня. Каково определение понятий валяят и бараат? Могут ли в одном человеке сочетаться оба этих качества?

Ученый:

– Валяят – это довольство в связи с благодеянием, а бараат – это недовольство злодеянием. Оба этих качества могут одновременно встречаться в одном человеке. Если верующий совершает как благие, так и плохие поступки, то ты помогаешь ему в его благодеяниях и любишь его за это, и отдаляешься от него из-за его злодеяний и не любишь его за это. Это пример того, как оба качества могут объединяться в одном человеке. Ты ненавидишь неверующего, у которого нет ни одного благого помысла, и отстраняешься от всех его злодеяний. А человек, которого ты любишь, и которым ты всегда доволен, является верующим, совершающим благодеяния и воздерживающимся от всего плохого. Тебе всё в нем нравится, и ты не испытываешь малейшего недовольства по поводу его деяний.

Ученик:

– Как прекрасно вы все изложили. Однако поясните, что означает проявлять куфр по отношению к милости?

Ученый:

– Куфр по отношению к милости – это отрицание того, что все милости и блага исходят от Аллаха. Если человек заявляет, что какое-либо благо не является благом и не исходит от Аллаха, то он является неверующим пред Господом. Таким образом, неверующий отрицает милости Всевышнего.

Аллах говорит в Коране: «Они узнают милость Аллаха, а затем отрицают ее, поскольку большинство из них – неверующие» («Ан-Нахль / Пчёлы», 16:83).

Иными словами, неверующие знают, что день есть день, а ночь есть ночь. Они подтверждают, что здоровье, богатство и благополучие является милостью. Но они отрицают, что все эти милости от Аллаха, приписывая их тому, чему они поклоняются. Потому Аллах говорит про них, что они сначала узнают, а потом отрицают. То есть, они отрицают, что блага исходят от Аллаха, у Которого нет подобия.

И мы просим помощи только у Аллаха. Мы нуждаемся в Его покровительстве. Он – наилучший из покровителей. Хвала Аллаху, Господу миров! Приветствие и благословение нашему господину Пророку Мухаммаду, а также его семье и сподвижникам!

Социальные комментарии Cackle