Что такое валяят и бараат?
Абу Ханифа был величайшим ученым, знатоком исламского права и вероубеждения, жившим в 80/699-150/767 годах. В первые годы обучения, находясь в городе Куфа, Абу Ханифа заучил Священный Коран наизусть. Также он овладел такими предметами, как морфология (сарф) и синтаксис (нахв) арабского языка. Абу Ханифа является одним из великих ученых, которые способствовали распространению вероубеждения Ахлю Сунны. Его труды по основам вероубеждения, составленные в форме ответов на вопросы, дошли до наших дней и легли в основу учения школы Матуриди. Ниже вы можете ознакомиться с отрывком одной из книги Абу Ханифы.
Ученик:
– Вы успокоили меня. Каково определение понятий валяят и бараат? Могут ли в одном человеке сочетаться оба этих качества?
Ученый:
– Валяят – это довольство в связи с благодеянием, а бараат – это недовольство злодеянием. Оба этих качества могут одновременно встречаться в одном человеке. Если верующий совершает как благие, так и плохие поступки, то ты помогаешь ему в его благодеяниях и любишь его за это, и отдаляешься от него из-за его злодеяний и не любишь его за это. Это пример того, как оба качества могут объединяться в одном человеке. Ты ненавидишь неверующего, у которого нет ни одного благого помысла, и отстраняешься от всех его злодеяний. А человек, которого ты любишь, и которым ты всегда доволен, является верующим, совершающим благодеяния и воздерживающимся от всего плохого. Тебе всё в нем нравится, и ты не испытываешь малейшего недовольства по поводу его деяний.
Ученик:
– Как прекрасно вы все изложили. Однако поясните, что означает проявлять куфр по отношению к милости?
Ученый:
– Куфр по отношению к милости – это отрицание того, что все милости и блага исходят от Аллаха. Если человек заявляет, что какое-либо благо не является благом и не исходит от Аллаха, то он является неверующим пред Господом. Таким образом, неверующий отрицает милости Всевышнего.
Аллах говорит в Коране: «Они узнают милость Аллаха, а затем отрицают ее, поскольку большинство из них – неверующие» («Ан-Нахль / Пчёлы», 16:83).
Иными словами, неверующие знают, что день есть день, а ночь есть ночь. Они подтверждают, что здоровье, богатство и благополучие является милостью. Но они отрицают, что все эти милости от Аллаха, приписывая их тому, чему они поклоняются. Потому Аллах говорит про них, что они сначала узнают, а потом отрицают. То есть, они отрицают, что блага исходят от Аллаха, у Которого нет подобия.
И мы просим помощи только у Аллаха. Мы нуждаемся в Его покровительстве. Он – наилучший из покровителей. Хвала Аллаху, Господу миров! Приветствие и благословение нашему господину Пророку Мухаммаду, а также его семье и сподвижникам!