• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Что такое мурувват?

Время чтения: 5 мин
2580

«Мурувват» – часто встречающийся термин, который мало кто понимает

В исламе тема нравственности занимает большое место. Пророк Мухаммад (с.а.с.) даже назвал нравственность и призыв к ней одной из целей своего пророчества:

«Воистину, я был ниспослан для того, чтобы довести до совершенства нравственные качества» (аль-Байхаки).

Часто слова «нравственность» и «благовоспитанность» в религиозных книгах на арабском языке звучат как «аль-мурувват». Некоторые также считают его синонимами слова «аль-футувват» и «аль-карам», однако «аль-мурувват» обширнее по своему значению.

Как ученые понимали слово «аль-мурувват»?

Что же такое «аль-мурувват»? Многие люди понимают это слово неправильно, а для того, чтобы разобраться в его значении, необходимо смотреть, что говорили предшественники об этом.

Му'авия (р.а.) говорил: «Благовоспитанность – это оставление следования своим страстям». Сообщается, что Му'авия спросил Умара (р.а.) об этом слове, и тот сказал: «Это богобоязненность и поддержание родственных связей». Затем он спросил аль-Мугиру (р.а.), и тот ответил: «Это отдаление от всего, что запретил Всевышний Аллах, и совершение того, что Он дозволил». Также он спросил своего сына Язида (р.а.), и тот изрек: «Это терпение при тяжелых испытаниях, благодарность за блага и прощение в таком состоянии, когда ты можешь отомстить». Му'авии очень понравилось разъяснение Язида, поэтому он сказал ему, выражая свою гордость: «Воистину, ты и вправду мой сын!»

Абдуллах ибн Умар (р.а.) говорил: «К благовоспитанности человека относится чистота его одежды».

Мухаммада ибн Али (р.а.) однажды спросили относительно значения слова «аль-мурувват», и он сказал: «Это когда в одиночестве ты не делаешь того, чего бы ты постыдился делать перед людьми».

Али ибн Хусейн (р.а.) говорил: «К полноценной благовоспитанности относится гостеприимство, схожее с гостеприимством пророка Ибрахима (а.с.)».

Аль-Ахнаф ибн Кайс (р.а.) однажды сказал: «Нет спокойствия у завистника и нет благовоспитанности у скряги». Также его кто-то спросил о благовоспитанности, и он ответил: «Это правдивость, помощь братьям, а также поминание Всевышнего в любом месте».

Имам Ахмад (р.а.) относительно благовоспитанности в принятии пищи сказал: «Благовоспитанный человек любит принимать пищу со своими братьями, он не сторонится общества бедняков и ведет себя достойно (благовоспитанно) с людьми, падкими к мирскому».

Из всех этих слов мы видим, что «аль-мурувват» (благовоспитанность) – это не одно качество, а совокупность благородных качеств и достойных привычек. К благовоспитанности относится привычка красиво и опрятно одеваться, чистота тела, приятные запахи, достойные манеры с представителями разных социальных слоев общества.

«Аль-мурувват» в Коране и сунне

Когда Суфьяна ибн Уейну (р.а.) спросили о значении благовоспитанности, он сказал: «Аллах разъясняет это в следующем аяте:

«А посредством того, что Аллах даровал тебе, стремись к Последней обители, но не забывай о своей доле в этом мире! Твори добро, подобно тому, как Аллах сотворил добро для тебя, и не стремись распространять нечестие на земле, ведь Аллах не любит распространяющих нечестие» (аль-Касас, 77).

Этими словам ученый хотел сказать, что основным качеством благовоспитанного человека является стремление совершать благие поступки и отдаление от нечестия и ослушания Аллаха. Благовоспитанный мусульманин мирские блага использует ради достижения довольства Аллаха и высших степеней в Раю, он раздает обязательный закят и добровольную милостыню, помогает людям и всегда стоит на стороне угнетенного.

Значение благовоспитанности (аль-мурувват) очень хорошо раскрыто в суре «аль-Фуркан», где Всевышний Аллах, перечисляя лучшие качества благонравных людей, называет их «рабами Всевышнего»:

«А рабами Милостивого являются те, которые ступают по земле смиренно, а когда невежды обращаются к ним, они говорят: «Мир!» Они проводят ночи, падая ниц и стоя перед своим Господом. Они говорят: «Господь наш! Отврати от нас мучения в Геенне, поскольку мучения там не отступают. Как скверны эта обитель и местопребывание!» Когда они делают пожертвования, то не излишествуют и не скупятся, а придерживаются середины между этими крайностями. Они не взывают помимо Аллаха к другим богам, не убивают людей вопреки запрету Аллаха, если только они не имеют права на это, и не прелюбодействуют…» (аль-Фуркан, 63-76).

Всевышний разъясняет нам, что к благовоспитанности относятся и отдаление от многобожия, и усердное поклонение, и умение вести себя достойно с нечестивцами.

Степени благовоспитанности

Ученые выделяют три степени богобоязненности, которые вкратце можно пояснить следующим образом:

1. Благовоспитанность в отношении себя.

К этому можно отнести различные личностные благие качества. Благовоспитанный человек одевается красиво и опрятно, он не совершает компрометирующих и принижающих его достоинство поступков, не раскрывает перед другими аурат, говорит четко, без криков и спешки, не ведет себя низко, чтобы рассмешить людей, и не делает в одиночестве того, чего стыдится делать на людях. Короче говоря, благовоспитанный человек придерживается хороших манер во всем.

2. Благовоспитанность в отношении людей.

Нравственный человек ведет себя достойно с окружающими его людьми. Он не делает различия между богатыми и бедняками, мужчинами и женщинами, стариками и детьми – он хорошо относится ко всем людям. Он вежлив и сдержан, добр и деликатен. Такой человек обращает внимание на свой тон голоса, жестикуляцию и мимику.

У него нет привычки громко говорить, не стесняясь в выражениях, а грубость, пренебрежение чужими интересами и беззастенчивое навязывание другим своей воли – все это далекие для понятия.

Он говорит тогда, когда это необходимо, и не достает других своими навязчивыми расспросами: «Лучшее проявление ислама человека - оставление им того, что его не касается» (ат-Тирмизи).

3. Благовоспитанность в отношении Господа.

Высшей степенью «аль-мурувват» относится нравственное поведение в отношении Всевышнего Аллаха. Благовоспитанность заставляет человека стыдиться совершать грехи. В одном аяте Всевышний говорит, что «купил» у мусульман их души и обещал им в качестве оплаты Рай:

«Воистину, Аллах купил у верующих их души и имущество в обмен на Рай» (ат-Тауба, 111).

Верующий должен отдать свою душу Аллаху, Который купил ее у него, в лучшем виде. Грехи же портят ее, уменьшая цену или вовсе уничтожая ее. Ведь нечестивец своим ослушанием загрязняет свою душу и ввергает себя в адский огонь.

Islam-today

Социальные комментарии Cackle