• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Что скрывают гассалы – омыватели покойников?

Время чтения: 12 мин
5086

Как известно, ислам обязывает верующих достойно проводить в последний путь своих единоверцев, и одним из ритуалов над умершим мусульманином является омывание его тела. Человека же, омывающего покойника, называют гассалом (от слова «гусль» – полное омовение тела).

Надо сказать, что раньше, когда религиозность была обыденностью для тех, кто считал себя мусульманами, исламские традиции с их ритуалами знал практически каждый. Поэтому роль гассала обычно исполняли близкие родственники погибшего.

Нынче же ситуация с религиозностью народов другая. Появилась острая необходимость преобразовать столь естественную традицию, как подготовка умершего к погребению, в целую похоронную индустрию, где обмыванием покойников занимаются специально обученные люди.

И это, поистине, удивительная профессия, требующая огромной смелости, чистоты сердца и открытости по отношению к умершим. Неспроста сподвижник Посланника Аллаха ﷺ Ибн Умар наставлял: «Пусть именно надёжные люди моют ваших покойников!» (Ибн Маджа).

Почему умерших мусульман принято называть «мархум»?
Существует мнение, что называть умерших словом «мархум» нельзя? Так ли это? И какой смысл спрятан в данном слове?
01.07.2021
9397

Со стороны может показаться, что это обычное дело, поставленное на конвейер. Но в жизни оно сопряжено со многими трудностями, в первую очередь, духовно-морального характера, которые иной раз подкашивают даже самую сильную, подготовленную личность.

Люди по-разному проживают свою жизнь и умирают тоже по-разному. Если поразмыслить, то можно понять, что через руки и сердца гассалов проходят не просто трупы, но и судьбы, оставившие порой глубокий след на их телах…

Кроме того, смерть настигает как взрослых, так и самых маленьких детей. А это ещё одна психологически тяжёлая ноша, с которой необходимо суметь справиться гассалу.

В хадисе Пророком ﷺ сказано: «Кто омоет покойного и сокроет его изъяны, тому будет прощение сорок раз» (Аль-Хаким).

Из этого следует, что гассал является и тем человеком, которому покойник доверяет самое сокровенное. Он своего рода верный друг, покровитель, хранитель его тайн. Таким образом, эта профессия обретает особый духовный смысл и значимость для обеих сторон.

Давайте приоткроем занавес и узнаем, что скрывают гассалы, с чем им приходится сталкиваться в своём нелёгком деле.

Предлагаем вниманию читателей интервью с мужественной женщиной-гассалом из Турции Аминой Бозкурт:

– Ассаляму алейкум, Амина ханым. То, чем вы занимаетесь, вызывает восхищение. Ведь не каждый, даже мужчина, осмелился бы на такое! Не секрет, что уже вид покойников будоражит кровь многих, а каково встречаться и взаимодействовать с ними каждый день? Как давно и с чего начался ваш путь в этой сфере?

– Ваалейкумуссалам. Я омываю тела наших единоверцев вот уже на протяжении 25 лет. Мой отец был гассалом. Собственно, от него я всему и научилась. Но начала я работать в гусульханэ по причине отсутствия другой работы в нашей местности. Потом я полюбила своё дело и решила закрепиться в нём.

Меня ничуть не пугает моя работа, наоборот, это благое, вознаграждаемое Аллахом, дело. Я бы хотела, чтобы люди не боялись таких вещей и стремились знать и исполнять религиозные обряды нашей религии, хотя бы в отношении своих родителей и близких. Поистине, души умерших находятся рядом в такие моменты и радуются заботе родных.

– Были ли какие-то особые, необычные случаи, инциденты, связанные с вашей работой?

– Да, порой, приходится становиться свидетелем очень впечатляющих вещей, которые заставляют ещё раз убеждаться в истинности нашей религии. Вот однажды привезли тело пожилой женщины. Мы обмыли её, завернули в саван и на утро её должны были отправить на катафалке на кладбище. При обмывании я завидела на её лице не очень хорошие признаки, потому утром отправилась на кладбище, чтобы почитать для неё «Йа Син».

Однако оказалось, что я пришла рано – тело этой женщины ещё не привезли. Я подошла ближе к ожидающей её могиле и увиденное навело на меня ужас. В ней поочерёдно ползали две змеи: одна вылезала из стен могилы, другая залезала.

Я окоченела от увиденного. Тогда мне вспомнился хадис нашего благородного Пророка ﷺ, в котором упоминается наказание в могиле змеями тех, кто при жизни особо усердствовал в совершении грехов. Сохрани Аллах…

– А было ли такое, чтобы умершие, которых привозили к вам для обмывания, производили какие-либо движения, улыбались или ещё что-то? Иногда мы слышим о подобных случаях, передающихся из уст в уста среди людей. Но возможно ли это?

– Да, за годы моей работы пришлось и такое переживать. Как говорила ранее, я очень люблю свою работу, подхожу к ней со всей душой. Поэтому стремлюсь всё делать наилучшим образом, обращаюсь с телами умерших, как с живыми, учитывая возможные их желания. Ведь известны слова Посланника Аллаха ﷺ: «Сломать кость мёртвому человеку подобно тому, как сломать её живому» (Сунан ат-Тирмизи).

Помимо бережного отношения к телам, я стараюсь привлекать ближайших родственников к процессу обмывания, например, прошу поливать водой. Однажды привезли тело бабушки, и если обычно я приглашаю 1-2 родственников, то в её омывании пожелали участвовать около шести человек: дочери, сёстры. Я, конечно, просила их выйти, объясняя, что их слишком много, но они были непреклонны. Видимо, очень любили покойную.

Делать было нечего, я приступила к своей работе. Перед тем, как начать снимать с неё одежду, накрыла тело от случайных взоров и стала раздевать. Смотрю, рука покойной крепко вцеплена в штанины. Разумеется, чтобы снять их, начала аккуратно разгибать её пальцы. Но, как только я доходила до указательного пальца, остальные три тут же приходили в прежнее сжатое положение. Сколько бы я не пыталась, это повторялось.

Меня сильно удивило и покоробило такое явление, поскольку обычно так быть не должно. Я начала тихонько читать зикр именем «Рахман», прося Аллаха простить и помочь. Но тщетно. Тогда я подумала, что в этом деле есть нечто другое и настоятельно попросила всех выйти из помещения. Подойдя к телу вновь, я поразилась: пальцы были разжаты, и рука даже лежала чуть в стороне от бёдер!

Думаю, покойная не хотела, чтобы её аурат был раскрыт при людях. Не сомневаюсь, что она была благочестивым человеком при жизни, ибо и тело её было приятным, не пахло, легко поддавалось омовению и переворачиваниям.       

– Да, поразительно! Скажите, такое произошло всего лишь раз, или были ещё какие-то похожие истории?

– Происходят разные вещи, но не все имеют какой-либо сакральный смысл. К примеру, однажды привезли тело, от которого вдруг начали исходить странные звуки. Мы стали сомневаться: а мёртв ли человек вообще? Нет, он точно был мёртв. Но источник звуков не оставлял в покое. После расспрашивания выяснилось, что человек тяжело болел и долго лежал в больнице. И жизнедеятельность скопившихся микробов в его животе за этот период способствовала выходу определённых звуков. Вот так: при жизни мы едим, поглощая внутрь, а после смерти изнутри едят нас…

– Неужели после подобных вещей, вы ни разу не желали оставить это занятие?

– Нет. Я настолько прониклась своей профессией, словно глубоко взаимодействую с каждым умершим. Я чувствую их благодарность. На самом деле это непередаваемое чувство. Расскажу вам такой случай. Привезли одну женщину, у неё были совсем юные дети, сильно плакали. Я, как обычно, омыла её, завернула в саван, проводила.

Придя домой, весь вечер переживала за этих детей, жалела. В ту ночь мне приснился сон: постучали в дверь, открыла и вижу, что пришла та женщина. Я радостно встретила её, обняла и говорю: «О, тётушка, добро пожаловать, как ваши дела? Ваши дети так сильно были расстроены, давайте, я схожу и позову их, пусть повидаются с вами!»

Она же сказала: «Нет-нет, дочка, не уходи, пожалуйста. У меня было срочное дело. Я пришла совершить намаз, почитаю и уйду».

Я подготовила два молельных места – для неё и для себя. Мы прочли намаз, после чего она стала возносить мольбы и все за меня. Потом мы произнесли салават Пророку ﷺ и попрощались. Что ещё удивительно: провожая её, во сне я закрывала дверь и проснулась тоже от звука закрывающейся двери, только уже наяву!

Некоторые благословенные души могут вот так приходить во снах, и сколько я работаю, все они благодарят меня. Особенно много приходят одинокие, у которых никого из родственников не было. Некоторые приходят в мои сны с подарками в виде платков, тасбиха (чёток).

Например, одна пришла ко мне с тасбихом и сказала: «Дочка, возьми, я принесла его тебе из священной Мекки». Помню, проснулась, перебирая пальцами бусины чёток. Конечно же, на самом деле в руках уже ничего, кроме явного ощущения того, что я их держала, не было… 

То есть, хочу сказать, что не нужно бояться профессии гассал. Если ты искренне исполняешь своё дело ради Всевышнего, то получаешь мольбы с благодарностью как от умерших, так и от живых.  

– Амина ханым, как ваша семья относится к такой деятельности?

– Семья меня поддерживает. Я даже обучила этому свою дочь. Потому что много приходилось проводить ритуал омывания в одиночку. Это не просто, особенно если тело покойного тяжёлое, массивное. Как раз впервые я попросила дочку помочь мне, столкнувшись с таким. Сказала ей: «Доченька, в этом деле есть много пользы, благородства и мольбы. Пойдём, поможешь мне и научишься на практике». Она легко согласилась и ничуть не испугалась. Сказала, что будто помыла живого человека.

– Как становятся гассалами?

– Как уже говорила, в основном всему меня научил отец. Кроме того, я много служила на курсах Корана и у меня есть 2 свидетельства об окончании его изучения. Там же получила свидетельство о знании дела гассала.

Особое внимание я уделяла изучению именно сунны омывания покойника – как это делал сам Пророк ﷺ. Потому что смотришь иной раз, некоторые совершают омывание несколько по-другому, не так как идёт в сунне. Я же предпочла хорошо всё изучить в стенах учебного заведения, дабы проводить обряд гусля умершим точно по сунне Посланника Аллаха ﷺ.

– Вы упоминали об одиноких. Как вы относитесь к ним? Есть ли различия в их приёме?

– Да, к ним мы относимся с ещё большей заботой, любовью. Слава Аллаху, у нас всё необходимое имеется, и наш начальник всегда заботится, чтобы не возникало проблем с нехваткой материалов, вовремя была машина и прочее. Нам остаётся лишь уделить всё своё внимание достойному приёму и подготовке тел наших единоверцев, не жалея сил и молитв для них.

– Привозили ли вам тела детей?

– О, да… К сожалению, много привозят. Как омываем взрослых, так омываем и детей.

В случае, если малыш умирает ещё неодушевлённым (происходит выкидыш), его просто оборачивают в ткань и хоронят. Но, когда ребёнок считается одушевлённым, даже если он погибнет не родившимся, мы обмываем и заворачиваем его в саван, как полноценного человека.

– Наверное, вы встречаетесь и с более страшными случаями, как, например, обгоревшими, покалеченными телами и прочее?..

– Да, таких тоже, к сожалению, очень много бывает. К нам поступали тела застреленных беременных женщин, людей, покончивших жизнь самоубийством. Однажды мне пришлось в один день омыть сразу четырёх покончивших с собой молодых людей в возрасте от 16 до 21 года. Это печально.

Обычно, пока омываешь тела, представляешь себя на месте омываемого, переживаешь его состояние. Но, когда поступают дети, стараешься быстро уйти после завершения омовения, чтобы не видеть страдания родителей и даже мысленно не встать на их место. Настолько это трудно… Пусть Аллах никому не даст пережить утрату ребёнка.

– Амин. Были ли случаи, когда покойники разговаривали?

– Нет, такого не было. Но была свидетелем, как из глаз одного омываемого мной текли слёзы, во время оборачивания его в саван. Тогда я задумалась о том, сменить ли ткань, на которую скатилась слеза. Но решила оставить, подумав, что это неспроста.

– Какие покойные больше всего доставляют трудностей?

– Совершившие суицид, сбросившись с высоты – омывать их сложнее, поскольку кости все переломаны и, если нормальное тело в процессе обмывания переворачивается разом, то их тела иначе: практически каждая часть, за которую держишься, подвижна отдельно.

Также очень трудно бывает с такими покойными (зачастую одинокими людьми), которые после момента наступления смерти, долго лежат и гниют, по причине того, что их поздно обнаруживают.

Читайте также: В этом мире есть доказательства существования Ахирата

Непросто и с теми, у которых сложно остановить кровотечение, которое может открыться, например, у погибших от выстрела в голову. Мы омываем их прохладной водой – это помогает в остановке кровотечения, и, бывает, вставляем тампоны в места ран, чтобы при совершении погребальной молитвы, люди, родственники случайно не испугались вида стекающей крови.

Есть много других состояний, умерших от повешения, ножевых ранений, в авариях и прочее. Все они разные, со своими особенностями, всего и не расскажешь.

– Отчего больше умирают люди?

– От рака…

– Каково их состояние? Какие особенности вы видите на их телах?

– Это они унесли с собой. Не будем говорить о столь личных для покойного вещах. К тому же, это не дозволено. Скажу лишь в общем: это страшно.

– Привозят ли к вам умерших от ковида?

– Нет, они отдельно. Сюда их не привозят из-за опасности распространения вируса.

– Как справляетесь с запахами?

– Используем двойные маски. Одно время сложно принимать пищу, но со временем гассалы учатся с этим справляться.

– А бывало ли наоборот, что тело вообще не пахло?

– Да, конечно. Более того, от некоторых покойных исходит приятный аромат. У некоторых лицо будто улыбается. Смотря на них, создаётся впечатление, что они обрели истинный покой.

– Амина ханым, вы удивительный человек с непростой, но благородной профессией. Пусть Аллах будет вами доволен. Что бы вы хотели сказать людям напоследок?

– Я бы хотела призвать не бояться мёртвых. Участвовать в процессах их омовения и погребения. Это ведь отличное наставление и напоминание, в первую очередь, нам самим. Поверьте, если посмотреть на последствия дел живых людей, с которыми мы сталкиваемся, мир живых куда опасней и страшней. Бояться следует Аллаха, совершения грехов. Тогда Он избавит от страха перед всем остальным. Человек будет в безопасности – под милостью Всевышнего.

Последний путь: мудрость омывания покойника и закрывание его досками в могиле
В исламе принято с уважением относиться к мусульманину не только при его жизни, но и после смерти. Второе проявляется в том, что верующие придают земле своего единоверца, полностью омыв, завернув его тело в чистый саван и молятся за него, поминая добрым словом.
06.07.2021
6404

Фото: shutterstock.com

Автор: Айна Замаева

Социальные комментарии Cackle