Что говорится о битве при Бадре в суре Аль-Анфаль?
كَمَا أَخْرَجَكَ رَبُّكَ مِن بَيْتِكَ بِالْحَقِّ وَإِنَّ فَرِيقاً مِّنَ الْمُؤْمِنِينَ لَكَارِهُونَ (5) يُجَادِلُونَكَ فِي الْحَقِّ بَعْدَمَا تَبَيَّنَ كَأَنَّمَا يُسَاقُونَ إِلَى الْمَوْتِ وَهُمْ يَنظُرُونَ (6) وَإِذْ يَعِدُكُمُ اللّهُ إِحْدَى الطَّائِفَتِيْنِ أَنَّهَا لَكُمْ وَتَوَدُّونَ أَنَّ غَيْرَ ذَاتِ الشَّوْكَةِ تَكُونُ لَكُمْ وَيُرِيدُ اللّهُ أَن يُحِقَّ الحَقَّ بِكَلِمَاتِهِ وَيَقْطَعَ دَابِرَ الْكَافِرِينَ (7) لِيُحِقَّ الْحَقَّ وَيُبْطِلَ الْبَاطِلَ وَلَوْ كَرِهَ الْمُجْرِمُونَ (8)
«Так твой Господь вывел тебя (на битву при Бадре) из дома (из Медины) ради истины (а также ради правильной и в то же время необходимой цели), хотя некоторые из верующих не хотели этого. (Однако какую большую победу они одержали в результате!) Они (желая напасть на караван с трофеями) спорили с тобой относительно истины (войны против тех людей, которые приютили у себя предводителей язычников) после того, как она стала ясна (благодаря Нашим откровениям и твоим разъяснениям того, что в любом месте их ожидает победа и успех) – так, будто их отправляют на смерть, а они смотрят (смерти в глаза). Вот Аллах обещал вам, что одну из двух групп вы точно получите (нескольких человек, находившихся в составе каравана, или войско, пришедшее на помощь каравану). (Вместо того, чтобы одолеть это большое войско, в котором находились лидеры язычников) Вы хотели, чтобы вам достались слабые (плохо вооруженный караван). Однако Аллах желает выявить (и возвысить) истину Своими словами (которые Он внушил в качестве откровения в тот момент) (приказал вам сражаться с большим войском) и искоренить неверующих. (Да! Аллах Всевышний пожелал этого) чтобы утвердить истину (Ислам) и уничтожить ложь (неверие), даже если это ненавистно преступникам (из язычников)» (Аль-Анфаль, 5-8).
В риваяте, переданном от Ибн Аббаса, сообщается, что в день, когда состоялась битва при Бадре, посланник Аллаха ﷺ собрал сахабов и стал совещаться с ними по поводу выступления навстречу врагу, и после того, как Са`д ибн Убада сказал то, что он сказал, посланник ﷺ принял решение выступить на встречу войску курайшитов, которое по численности превосходило войско мусульман.
Когда же посланник Аллаха ﷺ сообщил об этом людям, то некоторым верующим это нем понравилось. И тогда Аллах Всевышний ниспослал аяты: «Так твой Господь вывел тебя (на битву при Бадре) из дома (из Медины) ради истины (а также ради правильной и в то же время необходимой цели), хотя некоторые из верующих не хотели этого...» [Табери, Джамиуль-Байан, 9/122-123].
Также в риваяте, касающемся ниспослания аята «Вот Аллах обещал вам, что одну из двух групп вы точно получите (нескольких человек, находившихся в составе каравана, или войско, пришедшее на помощь каравану). (Вместо того, чтобы одолеть это большое войско, в котором находились лидеры язычников) Вы хотели, чтобы вам достались слабые (плохо вооруженный караван)», который был передан от Ибн Аббаса рассказывается: посланник Аллаха ﷺ переселился в Медину в месяце Рабиуль-Авваль.
После этого в окрестности Медины явился Курз ибн Джабир аль-Фихри, чтобы разграбить сады Медины. Узнав об этом, посланник Аллаха ﷺ собрал верующих, и они бросились в погоню за Курзом, но Курз оказался проворным и сумел уйти от преследования.
Посланник Аллаха ﷺ вернулся в Медину. После этого случая с Курзом прошел один год. И в это время караван курайшитов под руководством Абу Суфьяна, возвращался из Шама в Мекку. Когда караван был уже недалеко от Медины к посланнику Аллаха ﷺ пришел Джибриль и принес ему аят: «Вот Аллах обещал вам, что одну из двух групп вы точно получите (нескольких человек, находившихся в составе каравана, или войско, пришедшее на помощь каравану). (Вместо того, чтобы одолеть это большое войско, в котором находились лидеры язычников) Вы хотели, чтобы вам достались слабые (плохо вооруженный караван)» [Табери, Джамиуль-Байан, 9/125].
В тафсире хафиза Абу Бакра ибн Мардуйа приводится риваят от Абу Аййуба аль-Ансари, в котором Абу Аййуб говорит: «Когда мы были в Медине, посланник Аллаха ﷺ сказал: «Мне было сообщено, что к Медине приближается караван Абу Суфьяна. Что скажете, выступим ему на перехват? Будем надеяться, что Аллах даст нам его в качестве трофея».
Мы сказали: «Да, о, посланник Аллаха». И мы вместе с посланником Аллаха ﷺ отправились в путь.
После одного или двух дней пути, посланник Аллаха ﷺ сказал нам: «А что вы скажете по поводу того, чтобы сразиться с моим народом (курайшитами)? Так как они узнали о том, что мы вышли на перехват их каравана».
Мы сказали: «Клянемся Аллахом, у нас нет достаточно сил, чтобы сражаться с ними. Так как мы вышли чтобы перехватить караван». Затем посланник Аллаха ﷺ снова спросил: «Что скажете по поводу того, чтобы сразиться с моим народом?».
Мы дали тот же самый ответ. Тогда Микдад ибн Амр сказал: «Мы не скажем тебе: «Иди со своим Господом и сразись с ними, а мы посидим здесь», как сказали сыны Исраилевы Мусе». Один из ансаров сказал: «Ах если бы и у нас было столько имущества, сколько у Микдада, чтобы мы могли сказать то же самое». И тогда Аллах Всевышний ниспослал аят: «Так твой Господь вывел тебя (на битву при Бадре) из дома (из Медины) ради истины (а также ради правильной и в то же время необходимой цели), хотя некоторые из верующих не хотели этого» [Ибн Кясир, Тафсируль-Кураниль-Азым, 3/555].
Фото: elements.envato.com.
Автор: Islam Today