«Человек создан торопливым»: в чей адрес был ниспослан этот аят?
Фото: Ислам-тудей.
وَبَشِّرِ الْمُؤْمِنِينَ بِأَنَّ لَهُم مِّنَ اللَّهِ فَضْلًا كَبِيرًا
«Обрадуй же верующих вестью о том, что для них у Аллаха – великое благо» (Ахзаб, 47).
Как передано от Ибн ‘Аббаса, после ниспослания аята: «...чтобы Аллах простил тебе грехи, которые были прежде и которые будут впоследствии, чтобы Он довел до конца Свою милость к тебе...» кое-кто из сподвижников сказали: «Да будет это благословением тебе, о Посланник Аллаха! Мы узнали, что Аллах сделает для тебя, что Он дарует тебе. Хорошо, а что Он сделает нам, как поступит с нами?»
Вот в связи с этим был ниспослан аят: «И чтобы ввести верующих мужчин и верующих женщин в Райские сады, в которых текут реки, где они пребудут вечно, и чтобы простить им их злодеяния» вместе с этим аятом: «Сообщи же верующим благую весть о том, что для них у Аллаха есть великая милость» (Суюти «Любаб ан-Нукуль», II, 73; Алуси «Рухуль-Маани», XXVI, 9).
Фото: Ислам-тудей.
خُلِقَ الْإِنسَانُ مِنْ عَجَلٍ سَأُرِيكُمْ آيَاتِي فَلَا تَسْتَعْجِلُونِ
«Человек создан торопливым. Я покажу вам Свои знамения [обещанное Мной непременно сбудется], так что не торопите Меня» (аль-Анбия, 37).
Этот аят был ниспослан относительно многобожников, которые, требуя от Пророка ﷺ, чтобы обещанное им наказание обрушилось на них немедленно, говорили: «Если ты действительно пророк, – обрушь на наши головы каменный дождь!»
В риваяте ‘Аты от Ибн ‘Аббаса радыяллаху ‘анху в частности говорится, что эти слова принадлежат Надру ибн аль-Харису (Имам Фахруддин ар-Рази, ат-Тафсир аль-Кябир, 22/171; Багави, Ма‘алим ат-Танзиль, 3/245).
Богатство или Мухаммад ﷺ: перед каким выбором стояли жены Пророка ﷺ?
اللَّهُ يَصْطَفِي مِنَ الْمَلَائِكَةِ رُسُلًا وَمِنَ النَّاسِ إِنَّ اللَّهَ سَمِيعٌ بَصِيرٌ
«Аллах выбирает среди ангелов и людей посланников. Поистине, Аллах – Слышащий, Видящий» (аль-Хадж, 75).
Мукатиль рахимахуллахи говорит: «Этот аят был ниспослан в ответ на слова аль-Валида ибн аль-Мугиры: «Неужели из нас Поминание ниспослано этому (имея в виду Мухаммада)?» (Рази, XXIII, 69). Но Ибн аль-Джаузи считает это высказывание слабым («Задуль-Месир», V, 453).
Из книги «Асбабун-Нузуль»