• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Без этого даже Пророки не смогут войти в Рай...

Время чтения: 7 мин
10343

Бескорыстие – то есть, отсутствие корысти, расчета на вознаграждение – обычно является синонимом щедрости, доброты, самоотдачи. Это качество человека, который старается делать благие дела просто так, не рассчитывая на награду, похвалу или признание окружающих людей – ради любви к людям и к Богу, ради желания сделать наш мир лучше.

Думаю, все мы понимаем, как некрасиво выглядит человек, который оказывая какую-то услугу другим людям, при этом думает – «а что я получу взамен?»; и, соответственно, помогает только тем людям, которые могут быть ему чем-то полезны в будущем. Приглашает в гости только людей важных и успешных, всячески угождает богатым и влиятельным – забывая и игнорируя бедных и незаметных людей. Разумеется, мы себя не причисляем к людям расчетливым, считая себя бескорыстными и щедрыми.

Однако, в соображениях корысти и бескорыстности есть много тонких нюансов, которые связаны с понятием ихляса или искренности, то есть, подлинного желания человека сделать какое-то благое дело (исполнить религиозную обязанность, помочь человеку) ради довольства Всевышнего и ради любви к человеку. О таких верующих говорится в Коране:

«…Они стараются опередить друг друга в добрых делах...» (3:114).

Допустим, вы стараетесь делать добро людям бескорыстно, не ожидая ответных действий. Но так или иначе, мы ждем от людей признания и благодарности за нашу помощь. К примеру, мы подменили коллегу, выйдя на работу в неурочное время, поскольку ей нужно было остаться с больным ребенком. И теперь мы ждем от нее благодарности – в виде особенно хорошего отношения к нам, приветливости, доброжелательности. Но наша сотрудница почему-то не выражает этих чувств по отношению к нам, продолжая вести себя как будто ничего и не было. Нам обидно – как же так, почему нашу услугу не оценили?

Другой пример. Мы помогли пожилому человеку перейти улицу или поддержали его при выходе из транспорта, но он почему-то принял это как должное и спокойно пошел по своим делам. Нам, опять же, неприятно – «делаешь людям добро, а они не ценят, вот и помогай им после этого».

Более того, есть и худшие примеры. Человек поддержал друга, который переживал сложный период в жизни – остался без работы, имел большие долги, - устроил его к себе на работу, дал ему денег – не требуя возвращения долга. Тот человек постепенно встал на ноги, стал хорошо зарабатывать – но вместо благодарности другу, наоборот, отдалился от него, перестал с ним общаться и даже здороваться.

Причина тут, скорее всего, в том, что тому человеку неприятно видеть того, кто был свидетелем его унижения, его бедственного положения – ему хочется забыть о своих трудностях, о том, что он был когда-то беден и слаб. Поэтому он перестает общаться со старыми друзьями – в том числе и с теми, кто протянул ему руку в час нужды. Это, конечно, очень нехорошее качество – человеку следует быть благодарным людям, «кто не благодарен людям – не благодарен и Всевышнему» - как говорится в известном хадисе.

Но во всех перечисленных случаях мы должны спросить себя – если я в самом деле старался сделать добро ради довольства Всевышнего, к чему мне людская благодарность? Я сделал то, что должен был сделать, - Господь меня видит в любом случае, и Он мой поступок оценит, а большего мне и не нужно.

«И какое бы доброе дело вы ни совершили, поистине, Аллах об этом знает» (2:215).

Великий ученый и праведник, шейх Джалаледдин Руми писал об этом:

«Трудись во имя любви Аллаха, служи во имя любви Аллаха. Какое тебе дело до того, находишь ли ты людскую поддержку или нет? ... Разве сравнится то, что ты получишь у Аллаха, с тем, что могут дать тебе люди!.. Направь же взор свой и сердце свое не к людским благодарностям, а к тому, чем ты удостоишься у Аллаха!..»

Приведем еще один пример – каким образом мы можем проверить свое бескорыстие и искренность. Спросите себя – одинаково ли мы будем усердствовать в добрых делах, если нас видят люди, или если нас никто не видит, и о нашем добром деле никто не узнает?

Вы идете по улице и видите мусор – обертку от мороженого или кожуру от банана, на которых могут поскользнуться люди; либо на дороге лежит большая ветка, упавшая с дерева, которая помешает другим пройти. Никто вас не видит, никто не похвалит и не оценит ваше усердие, если вы уберете этот мусор, и, в таком случае, станете ли вы стараться просто ради Аллаха и ради удобства других?

«И когда убираешь с пути причиняющее людям вред, (ты тоже даёшь) садаку» (Бухари).

Праведные люди – чтобы победить в себе стремление к людским похвалам и признанию, которые являются проявлением низкой, животной души (нафса) в человеке – специально занимались какой-то тяжелой и грязной работой, служили нищим и бездомным людям, которые могли в ответ говорить им грубости и вести себя дерзко.

Например, великий суфийский шейх и праведник Багауддин Накшбанди, находясь в самом начале пути служения, чтобы побороть в себе гордыню и высокомерие, целых семь лет занимался служению больным, обделенным людям, подбирал раненых животных и птиц, и просто очищал пешеходные тротуары от грязи.

Сам он вспоминал об этом так:

«Я семь лет трудился на пути, который указал мне мой наставник. Я выполнял все виды служения. Моя сущность достигла такого состояния, что, встретившись на улице с любым из созданий Аллаха, невольно останавливался и ждал, уступая им дорогу. Это служение мое продолжалось семь лет. И за это я удостоился такого состояния, что начал чувствовать их жалобные стоны, обращенные к Всевышнему Аллаху, полные тоски и страдания».

Как видите, шейх Багауддин старался делать добро всем созданиям Всевышнего – просто из любви к ним и любви к Богу, при этом ему было безразлично – оценят ли его усилия, будет ли кто-то ему благодарен или нет.

Иными словами, к чему мы это говорим – почти все из нас считают себя людьми бескорыстными и стараются делать добро искренне. Но если нам при этом все-таки необходима людская благодарность, это значит, что нам не хватает искренности в совершении благих дел. В хадисе дается такое определение искренности: «Поклоняйся Аллаху, как будто ты видишь Его, а если ты и не видишь его, то поистине, Он видит тебя» (Муслим).

Под конец хотелось бы сказать несколько слов о такой вещи. Выше мы говорили о том, что добрые дела нужно делать не ради довольства людей, но ради довольства Всевышнего. Но многие люди при этом заблуждаются, думая, что своими делами они как бы «покупают» милость Всевышнего – они исполняют свои религиозные обязанности, стараются делать благие дела, а Он, в свою очередь, будет должен «заплатить» им теми или иными вознаграждениями в этой жизни или в будущей.

Но это большая ошибка – Всевышний не нуждается ни в чем, наши хорошие поступки нужны нам самим, для нашего блага и духовного развития, а вовсе не Ему. И если мы удостоимся права войти в рай, то это в любом случае, будет по Его милости, а не по нашим заслугам.

Пророк (мир ему) однажды сказал своим сподвижникам:

«Ни один из вас не войдёт в Рай по своим деяниям», - на что сподвижники спросили: «Даже ты, о, посланник Аллаха?», - «Даже я, если только Аллах не одарит меня своей милостью».

Есть такая притча. Некий человек долгие годы усердно поклонялся Всевышнему – молился, постился, изучал Священное Писание, много раздавал милостыни. И вот он умер. Господь говорит, что он заслужил рай, но спрашивает его: «Хочешь ли ты войти в рай по Моей милости или по своим заслугам?». Человек, естественно, думает, что у него большие заслуги и отвечает, что по своим заслугам.

Тогда Бог говорит ему: «Хорошо, давай посмотрим, какие у тебя на самом деле заслуги передо Мной. Ты много лет имел возможность в совершенстве исполнять все свои обязанности и даже больше – совершал дополнительные молитвы, держал дополнительные посты, раздавал милостыню. Но кто дал тебе твое тело, твои органы – с помощью которых ты это делал? Кто дал тебе физические силы и здоровье для ночных молитв и дневных постов? Кто послал тебе имущество, с помощью которого ты имел возможность помогать нуждающимся?».

Тогда человек осознает свою ошибку – он понимает, что все его поклонение и добрые дела были возможны лишь по милости Всевышнего к нему, и говорит: «Ты прав, о мой Господь, введи меня в рай по Своей милости!».

Кобулова Анна

Также по этой теме читайте: 

Почему добрым и искренним людям в этой жизни везет меньше, чем остальным?

Правда ли, что искренние верующие могут предвидеть будущее во сне?

4 вещи, о которых должен узнать каждый, прежде чем умереть

Социальные комментарии Cackle