• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

«Алифба» – символ долгого и сложного пути татарского языка и письменности

Время чтения: 3 мин
513

Фото: Ислам-тудей

Фото: Ислам-тудей

Татарский букварь, известный как «Алифба», насчитывает более чем 200-летнюю историю. Он стал первым школьным учебником, который помогал детям познавать мир вокруг них. Начало этому важному образовательному инструменту было положено в XVIII веке.

Первым печатным светским татарским букварем в России и в Европе стала «Азбука татарского языка с обстоятельным описанием букв и складов», изданная педагогом-просветителем Сагитом Хальфиным (1732–1785) в 1778 году. Автор учебника являлся преподавателем татарского языка в Первой казанской мужской гимназии. Однако наиболее значимое издание, появилось в 1787 го ду — это букварь «Әлифбаи татар», также подготовленный С. Хальфиным.

В то время оба учебника предназначались для учеников русской гимназии в Казани. Именно с появлением «Азбуки» Сагита Хальфина началась история базового печатного учебника по татарскому языку, как особого издания по обучению детей и взрослых татарской грамоте.
Фото: Ислам-тудей

Фото: Ислам-тудей

В XIX веке развитие образовательной системы продолжалось, и на горизонте появились новые учебные пособия и буквари. Известные татарские просветители, такие как Ибрагим Хальфин (1778–1829) (внук Сагита Хальфина), Г. Вагапов и М. Бикчурин, создавали учебники, адаптированные к современным условиям.

В середине XIX века миссионер Николай Ильминский выпускает несколько букварей и методических пособий, предназначенных для крещеных татар, таким образом расширяя сферу применения татарского языка в образовательных целях.

Переход от традиционных методов обучения к более современным подходам в конце XIX – начале XX века привёл к развитию так называемого «звукового метода». Это способствовало созданию новаторских букварей, которые учитывали потребности детей и взрослых.

Первые десятилетия советской власти характеризовались многообразием учебных материалов, адресованных различным категориям обучающихся, что отражало стремление к улучшению уровня грамотности в обществе.

Тем не менее, с течением времени наблюдалась тенденция к стандартизации букварей, что приводило к уменьшению их национальной специфики. Татарские буквари начали всё больше походить на русские аналоги.

Учись на 5: дуа для хорошей учебы в День знаний

Фото: Ислам-тудей

Фото: Ислам-тудей

Одним из самых известных татарских букварей советского периода стала «Алифба», разработанная преподавателями Арского педагогического училища С.Г. Вагизовым и Р.Г. Валитовой. Первое издание этой работы увидело свет в 1965 году и высоко ценилось за свою доступность и наглядность. В 1999 году в Арском колледже был открыт музей «Алифба», который посвятил свою экспозицию истории татарской письменности и её значению для народа.

Стоит также упомянуть о том, что история «Алифбы» неразрывно связана с историей смены татарской письменности. На протяжении веков татарский народ использовал различные системы письма: арабский шрифт (до 1927 года), латиницу (1927–1939) и, наконец, кириллицу (с 1939 года).

Эти изменения отражали как культурные, так и политические изменения в жизни татарского общества. Период использования каждого из этих шрифтов был связан с определёнными историческими обстоятельствами, что оказывало влияние на развитие татарской письменности и языка в целом.

Таким образом, «Алифба» не только представляет собой важный образовательный ресурс, но и является символом долгого и сложного пути татарского народа к знаниям, позволяя нам взглянуть на богатую историю татарского языка и его письменности.

В Татарстане создадут онлайн-школу обучения татарскому языку «Ана теле»

Мухсин Нурулла

Социальные комментарии Cackle