• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Абдулла хазрат Адыгамов: «Нужно быть очень аккуратными в чтении тех или иных исламоведческих текстов»

Время чтения: 6 мин
1430

Что такое иджтихад и строгие ограничения? Что об этом говорят мусульманские ученые? И как понимать закрытие врат иджтихада? 

Во всех этих понятиях помог разобраться в рамках КПК в РИИ Абдулла хазрат Адыгамов, кандидат исторических наук, заведующий кафедрой гуманитарных наук и арабского языка КИУ.

«Понятие иджтихад сформировалось практически во всех мазхабах, но его формы были различны. Первое – это иджма́' (единогласное мнение). Однозначно оно не противоречило Корану и сунне», – отметил спикер. 

Этот период, по его мнению, можно ограничить периодом сподвижников, саляфов.

«Условием иджма’ является согласие всех ученых того или иного исторического периода, а это было возможно только до конца правления Умара ибн аль-Хаттаба (р.а.). Он во время своего правления удерживал ученых в Медине, чтобы у него была возможность посоветоваться с ними. А после смерти Умара ибн аль-Хаттаба богословы начинают разъезжаться по разным регионам, после чего иджма' становится невозможной и остается лишь в теории».

Следующой формой иджтихада, хазрат обозначил – кыяс (суждение по аналогии). Данное суждение, по словам Адыгамова, применяется по сей день.

«Все они помогали решать проблемы, с которыми сталкивались мусульмане различных исторических периодов. Само понятие иджтихад означает приложение максимальных усилий для постижения шариатских законов из подробных доказательств».

Важно знать: Что такое иджтихад, и кто такие муджтахиды?

Абдулла хазрат Адыгамов подчеркивает, что «здесь нужно быть очень аккуратными в чтении тех или иных исламоведческих текстов, потому что иногда в работах востоковедов, исламоведов и историков, можно увидеть точку зрения о том, что якобы иджтихад – это свободный, ничем не ограниченный анализ текстов Корана и сунны».

По мнению богослова, на самом же деле иджтихад имел строгие ограничения. Например, он не совершался в отношении тех вопросов, которые озвучены в Коране и сунне. В таком случае никакого иджтихада здесь быть не может.

Вот один из примеров иджтихада. После битвы при Бадре, наш Пророк ﷺ посоветовавшись с сподвижниками принял решение взять за пленников выкуп или, чтобы они научили мусульманских детей чтению и письму.

Кроме этого иджтихад находит свое продолжение в жизни сподвижников. Как мы уже сказали, к нему часто прибегал Умар ибн аль-Хаттаб, когда, например, он отменил восьмую категорию потребителей закята (категория людей, которые приняли ислам недавно, либо есть надежда, что они примут ислам). Отменил ее руководствуясь тем, что ислам распространился, и что платить людям за это не имеет смысла. Также он отменил закон об отсечении руки за кражу.

Школа по вероучению имама аль-Матуриди: из кого состоит цепь передатчиков знаний?

В целом, можно сказать, что иджтихадом занималось около 130 сподвижников, среди которых были Али ибн абу Талиб (р.а.), жена Пророка ﷺ Айша (р.а.), Абдулла инб Масуд (р.а.), Абдуллах ибн Умар (р.а.) и другие.

Но после падения Багдада появляется идея о том, что ученых больше не будет и иджтихад надо запретить, а также то, что до Судного дня никто не имеет права его совершать.

Возможно, эта идея имела какой-то смысл, потому что это время, когда начали появляться неграмотные фетвы богословов, не имевшие достаточного образования или действовавшие в чьих-то интересах, издавая фетвы, противоречащие текстам Корана и сунны. Но здесь, по мнению Абдуллы хазрата Адыгамова, была другая проблема.

«Да, сподвижников больше не было, но общество развивалось и появлялись новые ситуации, которые требовали решений. Именно поэтому идея запрета иджтихада противоречила духу рационализма и текстам Корана.

В Коране в суре Али Имран в седьмом аяте приводится:

هُوَ الَّذِي أَنزَلَ عَلَيْكَ الْكِتَابَ مِنْهُ آيَاتٌ مُّحْكَمَاتٌ هُنَّ أُمُّ الْكِتَابِ وَأُخَرُ مُتَشَابِهَاتٌ فَأَمَّا الَّذِينَ فِي قُلُوبِهِمْ زَيْغٌ فَيَتَّبِعُونَ مَا تَشَابَهَ مِنْهُ ابْتِغَاءَ الْفِتْنَةِ وَابْتِغَاءَ تَأْوِيلِهِ وَمَا يَعْلَمُ تَأْوِيلَهُ إِلَّا اللَّهُ وَالرَّاسِخُونَ فِي الْعِلْمِ يَقُولُونَ آمَنَّا بِهِ كُلٌّ مِّنْ عِندِ رَبِّنَا وَمَا يَذَّكَّرُ إِلَّا أُولُو الْأَلْبَابِ

«Он — Тот, кто ниспослал тебе Книгу (Коран), в которой есть ясные аяты (мухкамат), и они – основа Книги, есть и другие аяты, смысл которых не ясен (муташабихат, которые могут быть поняты по-разному). Те же, в чьих сердцах заблуждение, следуют за неясными аятами (довольствуясь лишь внешним смыслом и искажая их неверным толкованием), желая (добиться) смуты и (получить удобное для себя) толкование. Но (истинного) толкования этого не знает никто, кроме Аллаха. А обладатели крепких знаний говорят: «Мы уверовали в него (в аят с неясным смыслом). Все (и ясное, и неясное в Коране) — от нашего Господа». Однако принимают наставление только обладатели разума».

И здесь мы видим разные подходы. Некоторые утверждали, что смысл этих аятов известен только Аллаху.
Другие говорили, что смысл этих аятов известен Аллаху и людям, сведущих в знаниях. Также в Коране приводится:

«Спросите у людей знающих, если сами не знаете» (16:43)

То есть должна существовать группа людей, которая будет обладать достаточными знаниями, и они способная давать верующим те или иные ответы на основе своего анализа текстов Корана и сунны.

Всю группу этих аятов дополняют и хадисы пророка Мухаммада ﷺ, в частности хадис: «Поистине, Аллах будет посылать для этой общины (т.е мусульманам) каждые столетия мудждадида (ученого муджтахида), который будет обновлять для них их религию!» Абу Дауд 4291, аль-Хаким 4/522, ат-Табарани 6527.

Из смысла этого хадиса следует, что традиция обновления должна продолжаться вплоть до Судного дня, потому что в хадисе сказано «...в начале каждого столетия...».

Отсюда следует, что идея с закрытием врат иджтихада связана с некоторым неточным пониманием востоковедов, когда они изучали богословские тексты.

В частности, один из западных востоковедов Джозеф Шахт указывает, что к началу IV века хиджры ученые всех школ почувствовали, что все существенные вопросы были тщательно исследованы и окончательно решены.

Постепенно установился консенсус относительно того, что начиная с этого времени никто не может считать себя специалистом, обладающим необходимыми компетенциями, для самостоятельного рассуждения в вопросах прав, а также, что последующая деятельность богословов должна быть сведена к объяснению, внедрению в практику и самое главное толкование доктрины в том виде, в каком она была изложена раз и навсегда. Это явление было названо закрытием врат иджтихада».

Имам Газали, по мнению спикера, выявил условия, когда человек может называться муджтахидом:
1) Знание пятисот аятов, связанных с условиями исламского права.
2) Знание цепочек передачи хадисов, причем достаточно быть знакомым с содержанием сборников Абу Дауба или Аль-Байхаки, даже если муджтахид не знает их наизусть.

«Как мы видим здесь не упомянуты ни Бухари, ни Муслим, ни другие. Это связано с тем, что Бухари и Муслим — это сборники, которые относятся к категории джауария. Они более тематические», — отметил Адыгамов.

Как появилось понятие «Ахлю-с-Сунна валь-джама’aт»?
Как появилось понятие «Ахлю-с-Сунна валь-джама’aт»? Кто стал основоположниками ханафитско-матуридитского вероучения? На какие ветви разделился суннизм?
24.03.2022
2313

Автор: Islam Today

Социальные комментарии Cackle