• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

8 причин наших бед

Время чтения: 5 мин
5855

Причины наших бед

Причины наших бед

Язык человека подобен острому ножу - им можно сделать много полезного, однако при неразумном обращении можно принести вред себе и ранить им других. Когда же язык человека, находится в крепких руках его веры, то он может срубить на корню невежество и неверие.

По преданию, однажды пророк Дауд (мир Ему) попросил, чтобы Лукман  (мир Ему), зарезав овцу, принес ему самый хороший ее кусок. Тогда Лукман (мир Ему) зарезав животное, принес к  пророку Дауду (мир Ему) сердце и язык. Спустя несколько дней пророк Дауд (мир Ему) попросил, чтобы Лукман (мир Ему) принес самые плохие части животного. Тогда Лукман  (мир Ему) вновь принес к пророку Дауду (мир Ему) сердце и язык. Когда пророк Дауд (мир Ему) спросил его, почему он так поступил, Лукман (мир Ему) ответил: «Если эти две части хороши, то нет ничего лучше их. Но если эти две части плохи, то нет ничего хуже их».

Язык используемый с умом и во благо, может стать причиной возвышения человека, и наоборот при неразумном его использовании может повести за собой на самое дно неверия.

Не одно поколение ученых писало и говорило об этом. Так например Имам Газали посвятил этой проблеме посвятил целый раздел в своем труде «Улюмуд-дин», которое получило название «Китабу афатиль-лисан» (Книга о бедах языка). Там великий ученый перечислил шестьдесят причин, влекущих беды.

Большинство для нас они конечно знакомы: сплетни, наговоры, насмешки, ругательства, клички, пустословие, пустые обещания, обман. Однако великие ученые-богословы  причисляли к ним еще и такие, как такфир, чрезмерную похвалу, призыв к греху, разговор во время хутбы, излишний разговор в мечети, толкование Корана по своему усмотрению, прерывание речи собеседника или перешептывание с одним человеком в присутствии других. Порой то самое, которого мы не только не остерегаемся, но и периодически совершаем и считаем это нормой.

Теперь хотелось бы остановится более подробно на некоторых из них.

  • Такфир. Означает обвинение человека в неверии. Ислам всячески порицает и предостерегает обвинять человека в неверии и называть его неверным. И как сказал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Если кто-то назовет своего брата (по вере) кафиром (неверным), то один из них двоих непременно станет кафиром. Если же человек, которого назвали кафиром, на самом деле не был таковым, то это вернется обратно (к сказавшему)».

Да сохранит нас Всемогущий и Милостивый Творец от подобной участи.

  • Спор. Порождающий в итоге ненависть, зависть и способствующий распространению сплетен спор, где друзья порой становятся врагами, является одной из актуальных бед, приносимых сегодня своим владельцам неуправляемым разумом языком.

Путь Ислама - это не грубый спор, где никто не слышит никого, кроме самого себя, а, как сказано в аяте Священного Корана, есть мягкое слово и мудрое наставление, но не коим образом не спор и не насаждение своего мнения. «Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом. Воистину, твой Господь лучше знает тех, кто сошел с Его пути, и лучше знает тех, кто следует прямым путем» (сура ан-Нахль, аят 125) - говорит нам Всевышний Создатель (СВТ), указывая на правильное решение данного вопроса.

Это эталон не только призыва людей к Исламу, но и построения правильной конструкции диалога верующего человека с другими людьми, независимо от их вероисповедания, национальности и социального статуса.

  • Ругательство. Пожалуй, ругательство, переходящее за частую границы цензуры, давно перешло из разряда просто актуальной проблемы в бич современности. Порой ради смеха детей, едва научившихся говорить, учат нецензурным словам. Для молодежи мат становится показателем взросления, ну и так далее по накатанной. Однако часто ли задумываются люди над тем, что ругань не красит самого человека и ранит собеседника, словно острый нож, с которым хозяин не умеет правильно обращаться.

Посланник Аллаха предупредил в свое время, что за каждое ругательство человек в Судный день будет расплачиваться савабом из своих благих деяний. Поэтому подумайте, готовы ли так дорого платить за желание просто вылить свой негатив на других.

  • Альфазу-куфр. То есть это те слова, которые  ведут человека к неверию. «Дедушка Бог на небе сидит», «Бог же занят, чтоб наши все проблемы рассмотреть» - и все подобные выражения могут стать причиной перехода человека в состояния неверия.  Ибо как сказано Всевышним в Священном Коране: «Человек не молвит ни одного слова, чтобы не записал его ангел, приставленный к нему» (сура Каф, аят 18).
  • Ложь. Ничто не загрязняет сердце и разум человека, как ложь. Всемогущий Аллах (СВТ) более трехсот раз упоминает в аятах Священного Корана о лжи и обмане, а Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) называет эту «болезнь» не иначе как признак лицемеров. «Несомненно правдивость в словах и делах ведет к благу и возвеличиванию, а благо ведет в Рай. Человек постоянно говорящий правду приобретает перед Аллахом статус «сыддыйк» (верный, правильный, правдивый). Ложь же может сбить человека с пути, и привести его в Ад. Человек превративший ложь в свое призвание, приобретет звание «каззаб» (лжец) перед Аллахом», - предостерегал Пророк (мир ему и благословение Аллаха) своих последователей от столь пагубного явления как ложь.
  • Насмешки. Порой дабы рассмешить кого-то употребляем разные слова, среди которых может таится и ложь, и обида для других. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) был мягким человеком, поэтому Его (мир ему и благословение Аллаха)  шутки были мягкими, добрыми, не ранящими других и не переходящих границу правдивости.
  • Преувеличение. Подобное явление, кажущееся на первый взгляд в полнее безобидным является первым шагом ко лжи. К сожалению приходится признать, что с подобным мы сталкиваемся ежедневно и неоднократно, начиная с голубых экранов, страниц газет заканчивая простым общением с друзьями. И хотя намерения у нас порой «не плохое», все же это не делает подобную пагубную привычку дозволенной для нас.
  • Болтливость. Умеем ли мы хранить молчание, и можем ли хранить секреты? Проблема возникшая не сегодня, и не теряющая актуальность до самого Судного дня. Ибо как сказал один из праведных халифов Али (да будет им доволен Аллах): «Хранение тайны - испытание силы воли, и не прошедший это испытание, не сможет преодолеть другие».

Попросим же у Милостивого и Прощающего Аллаха, чтоб Он наградил нас достаточной силой, дабы мы овладели своим языком,  пока он не стал причиной наших бед.

Islam-Today

Понравился материал? Сделайте репост!

Реклама
Социальные комментарии Cackle