7 доказательств того, что пророк Мухаммад (ﷺ) не является автором Корана
Идея о том, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) написал Коран, широко распространена на Западе. Давайте, попробуем кратко рассмотреть этот вопрос, опираясь на задокументированные исторические факты, логику, а также жизнь, личность и качества самого Посланника (мир ему и благословение Всевышнего).
Жизнь последнего из пророков (мир ему и благословение Всевышнего), пожалуй, наиболее полно и строго документирована из всех людей того времени. Этот факт позволяет нам внимательно изучить утверждение о том, что Коран принадлежит его авторству.
Исламские учёные подробно обсудили этот вопрос и привели сотни доказательств, подтверждающих божественное происхождение Корана. Здесь мы упомянем лишь некоторые из них.
1. Почему Пророка (мир ему) называют «Умми»?
Ранним арабам Мекки было хорошо известно, что пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) был не умел ни читать, ни писать. В самом Коране также говорится об этом:
«Скажи [о Мухаммад]: «О люди! Я — Посланник Аллаха ко всем вам. Аллах – Тот, Кому принадлежит власть над небесами и землей. Нет бога [достойного поклонения], кроме Него. Он оживляет и умерщвляет. Уверуйте же в Аллаха и в Его Посланника, пророка, не умеющего ни читать, ни писать, который уверовал в Аллаха и [во все] Его слова [ниспосланные ему и всем другим пророкам]. И последуйте за ним [признав обязанность жить в соответствии с религией, и не довольствуясь только устным признанием], чтобы оказаться наставленными [на истинный путь]».(сура «аль-Араф» 158 аят).
Когда ангел Джабраиль впервые явился Пророку (мир ему и благословение Всевышнего), то обратился словом Благородного Корана – «Читай». Но Посланник ответил, что не умеет читать. Следовательно, на тот период Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) был не в состоянии составить даже небольшую книгу. И во всем этом кроется божественная мудрость, ибо в Коране сказано:
«Ты не читал до этого (до начала откровения) ни одной книги и не переписывал (ни одну книгу) своей рукой. Иначе сторонники лжи впали бы в сомнение» (сура «аль-Анкабут» 48 аят).
2. Помощь Всевышнего
Однажды группа людей обвинила жену Пророка Аишу (да будет доволен ею Аллах) в прелюбодеянии. Клеветнические обвинения потрясли мусульманскую общину в Медине и привели к тому, что Посланник (мир ему) не знал, что ему делать дальше: как реагировать на происходящее и как поступить, чтобы сохранить справедливость. Наконец, через месяц Посланнику были ниспосланы аяты, которые доказывали невиновность Аиши и обличали тех, кто выдвигал против неё ложные обвинения.
Второй случай. Вожди племени Пророка (мир ему и благословение Всевышнего), курайшиты, однажды задали Мухаммаду (мир ему и благословение Всевышнего) несколько вопросов, чтобы проверить его и убедиться, действительно ли он посланник Бога.
Прошли недели, а Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) не давал никаких ответов, потому что не знал их. В результате этой задержки члены его племени обвинили Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) во лжи. Наконец, посланник Творца (мир ему и благословение Всевышнего) получил через откровение целую главу Корана – суру «аль-Кахф» (18 сура), а также другие аяты, в которых были ответы на все вопросы, заданные курайшитами.
Третий случай. В первые дни Ислама мусульмане во время молитвы обращались лицом к Иерусалиму. Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) желал и хотел изменить направление молитвы с Иерусалима на Мекку. Но не он сам стал причиной этой перемены – вместо этого он ждал приказа от своего Господа.
В Коране говорится: «[О Пророк!] Мы видим, как ты обращаешь лицо к небу [в ожидании прихода откровения об изменении направления намаза на Каабу], и Мы обязательно обратим тебя к кыбле, которой ты будешь доволен. Обрати же лицо [во время намаза] в сторону мечети аль-Харам.
[О верующие!] И где бы вы ни были, [во время намаза] обращайте лица в ее сторону. Поистине, те, кому дана Книга [из иудеев и христиан], знают, что [изменение кыблы] это – истина от их Господа [ибо они знали, что Посланник Аллаха [да благословит его Аллах и да приветствует] – это пророк, о котором говорилось в их книгах, и что он не станет приказывать что-то неправильное]. И от Аллаха не скрыто ничего из того, что они делают» (сура «аль-Бакара» 144 аят).
Во всех этих и многих других случаях Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) не действовал до тех пор, пока ему не приходило откровение, представляя собой ясный ответ или повеление от Всевышнего. Иногда из-за задержки окончательного ответа Пророка упрекали и обвиняли в том, что он лжепророк. Логично предположить, что если бы Коран был написан Пророком (мир ему и благословение Всевышнего), то он бы не задерживался с ответами, подвергая себя опасности. Это еще раз доказывает, что Коран был сотворен Всевышним Аллахом.
3. Язык Корана
Ещё одним важным моментом в этом отношении является огромная разница между языковым стилем Корана и собственным стилем общения Пророка (мир ему и благословение Всевышнего). Сравнение записанных за ним высказываний с Кораном явно демонстрирует нам, что язык, которым написан Коран, кардинально отличается от стиля речи Пророка (мир ему и благословение Всевышнего).
Достоверно известно, что сами арабы были удивлены языком Благородного Корана, потому что Пророк (мир ему и благословение Всевышнего), как известно, не составлял никакой литературы до Божественного откровения. Очевидно, что язык Корана не был заимствован из языка самого Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего). Даже в переводе не говорящие по-арабски люди могут увидеть разницу между Кораном и хадисами.
4. Различия между словами Пророка и аятами Корана
Сборники хадисов по своему объёму гораздо больше, чем Коран. Коран – это речь Аллаха, ниспосланная последнему пророку в истории человечества Мухаммаду (мир ему и благословение Всевышнего) через ангела Джабраиля (мир ему), которая в последствие была передана нам сподвижниками. Слово хадис же означает «новости», «повествование». Именно в этом общем смысле оно используется в Коране. Технически, слово хадис означает, в частности, сообщения (устные и письменные) о Сунне пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего).
5. Коран рассказывает о всех пророках и народах, которые были раньше
Часто люди говорят о том, что пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) не имел никаких предварительных знаний о том, что было ему ниспослано в откровение, в том числе о пророках, которые были до него.
В Коране об этом говорится: «И тебя [о Мухаммад] не было на западном склоне, когда Мы возложили на Мусу поручение. Ты не присутствовал [там]. Однако Мы дали жизнь [многим] поколениям после Мусы, и прошло много времени. Тебя также не было среди жителей Мадьяна, чтобы ты мог читать им наши аяты, но это Мы отправили посланников» (сура «аль-Касас» 44-45 аяты).
В другом месте Благородного Корана рассказывается: «Это – один из рассказов о сокровенном, которые Мы внушаем тебе [о Мухаммад, то есть передаем в виде откровения]. Тебя не было рядом с ними, когда они [священники Иерусалима] кидали свои палочки для письма [в воду, бросая таким образом жребий], кто из них будет опекать Марьям. Тебя не было рядом с ними, когда они спорили [об этом]» (сура «Али Имран» 44 аят).
В 102 суре написано: «Все это [то, что рассказывается в этой суре] – часть рассказа о тайном. И Мы ниспосылаем тебе это в откровении. Ты не был с ними [чтобы знать все подробности этого повествования], когда они вместе принимали решение [бросить Юсуфа в колодец] и строили козни [против него]» (сура «Юсуф» 102 аят).
6. Коран неоднократно критиковал пророка Мухаммада
Однажды Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) сидел с некоторыми вождями своего племени, рассказывая им об Исламе, чтобы они приняли истинную веру. Слепой человек, который уже был мусульманином, пришёл к Пророку (мир ему и благословение Всевышнего), чтобы задать ему несколько вопросов об Исламе. Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) не обращал на него внимания, поскольку был занят тем, что передавал послание Ислама вождям курайшитов, надеясь, что они примут Ислам.
После этого случая Пророку (мир ему и благословение Всевышнего) пришло откровение, упрекающее и порицающее его за данный поступок: «Он нахмурился и отвернулся, от того, что к нему пришел слепой. Откуда ты знаешь – возможно, он очистится» (сура «Абаса» 1-3 аяты).
Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) любил есть мёд. Однажды он отказался от употребления мёда после того, как его жёны отговорили его от этого из-за ссоры, которую они затеяли между собой. Всевышний снова упрекнул и отчитал его: «О Пророк! Зачем ты запрещаешь [себе] то, что разрешил тебе Аллах, стремясь угодить своим женам? И Аллах – Прощающий, Милующий» (сура «ат-Тахрим» 1 аят).
Во время предстоящей битвы некоторые люди, которые принимали Ислам не сердцем, а из-за собственной выгоды, однажды пришли к Пророку (мир ему и благословение Всевышнего) и попросили его освободить их от участия в военном походе. Милосердный Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) принял их оправдание. Тогда откровение снова снизошло на него: «Да простит тебя Аллах! Почему ты разрешил им [остаться дома и не участвовать в джихаде]? [Следовало немного подождать] пока тебе не станет ясным, кто говорит правду [оправдываясь], а кто лжет» (сура «ат-Тауба» 43 аят).
Это лишь часть случаев, когда Всевышний наставлял Пророка (мир ему и благословение Всевышнего), указывая на его ошибки. Если бы Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) сам писал Коран, была ли нужда в добавлении этих аятов, которые только могут навредить его имиджу? Логично, что Коран – это не слова пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего), а откровение Милостивого Творца.
7. В Коране сказано, что источник Писания – Аллах
Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) не имел никакого права прибавлять или убавлять из того, что было ему ниспослано: «И если бы он (Мухаммад) приписал Нам какие-то слова, то Мы схватили бы его без промедления и отрезали ему аорту (отстранили бы от Себя)» (сура «аль-Хакка» 44-46 аяты).
Если бы Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) действительно был автором Священного Корана, то почему он должен был произносить эти слова и включать их в Книгу? Какой был бы от этого толк для него лично?
Всем было известно, что Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) за всю свою жизнь ни разу не солгал. До пророчества даже языческие идолопоклонники свидетельствовали о его правдивости, и он был известен как «заслуживающий доверия» и «правдивый».
Должны ли мы верить в то, что внезапно, в возрасте 40 лет, Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) не только начал длинную цепочку лжи, но и что эта ложь была направлена против Самого Бога? Как мы с вами видим, это далеко не так, а источник Благородного Корана – Сам Творец.
Будет ли принята дуа, совершенная не на арабском языке?
Ильмира Гафиятуллина