• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

6 степеней авлия: что сказано о них в Коране?

Время чтения: 5 мин
411

Фото: Ashraf Jandali/ shutterstock.com

Фото: Ashraf Jandali/ shutterstock.com

Начало: Они стоя, сидя, и даже лёжа поминают Аллаха: что таит в себе понятие вали?

Об авлия в Куръане сказано:

أَ ا إِنَّ أَوْلِيَاء اللِّ ا خَوْفٌ عَلَيْهِمْ وَ ا هُمْ يَْزَنُونَ الَّذِينَ آمَنُواْ وَكَانُواْ يَتَّقُونَ مَُُ ل ل ل ل
الْبُشْرَى فِ الَْياةِ الدُّنْيَا وَفِ ا آخِرَةِ ا تَبْدِيلَ لِكَلِمَاتِ اللِّ ذَلِكَ هُوَ الْفَوْزُ الْعَظِيمُ ل ل

«Поистине, приближённые [авлия] к Аллаху не познают страха и не будут опечалены [в вечной жизни]. [И это –] Те, кто уверовал и был богобоязненным [выполняя повеления Аллаха и избегая запретного]. Им – радостная весть в земном мире и в вечной жизни [Рай]. Слова Аллаха не подлежат отмене [то есть, обещание Всевышнего Аллаха не может быть нарушено]. Это – великий успех» (Юнус, 62-64).

Эти авлия и после своей кончины по знанию, воле и милости Аллаха оказывают людям духовную помощь, являются в их сны, предупреждают о чём-либо или дают советы, делают предостережения. Они наделены способностью совершать чудеса (карамат). В «аль-ʻАкыда ан-Насафийя» сказано: «Чудеса авлия – истина». 

Существует шесть степеней авлия:

1. Кутб («ось», «полюс») – самая высокая степень вали.

В литературе по тасаввуфу отождествлялся с «совершенным человеком» (ал-инсан ал-камил). Считается, что одновременно в мире может находиться только один кутб, поэтому его нередко называли «полюсом времени» (кутб ал-вакт), а также «владыкой эпохи» (сахиб аз-заман). 

2. Гавс («помощь») – вали, который подобен кутбу.

Он выступает в роли защитника и оказывает помощь.

3. Абдал или будала (ед.ч. бадил).

Это слово означает «заменитель». Об этих авлия Абу Дарда (да будет доволен им Аллах) сказал: «У Всевышнего Аллаха есть рабы, называемые «Абдал». Они достигли такого макама не постом, не увелечением числа намазов, не хаджем, не умрой, не надеванием красивых одежд, а пришли к этому правдивостью, богобоязненностью, воздержанием, красивыми намерениями, чистотой помыслов, проявлением сострадания и милосердия по отношению ко всем мусульманам.

Всевышний Аллах избрал их по Своему знанию и сделал их Своими особыми рабами. Число их – сорок человек. Их души чисты, подобно душе хазрата Ибрахима (а.с.). Если один из них покидает этот мир, то на его место Всевышний Аллах ставит другого, подготовленного Им авлия». Также имам Ахмад в «Китаб аз-зухд» приводит слова Вахба ибн Мунаббиха, который сказал: «Я увидел Пророка ﷺ во сне и сказал: «О Посланник Аллаха, где заместители (будала) твоей общины?».

Тогда он сделал жест своей рукой в сторону Сирии. Я сказал: «О Посланник Аллаха, нет ли кого-нибудь в Ираке? Он сказал: «Да, Мухаммад ибн Васиʻ, Хасан ибн Аби Синан и Малик ибн Динар, который ходит среди людей, подобно Абу Зарру».

4. Автад (ед. ч. ватад).

Это слово означает «колышка», «подпорка». В каждую эпоху существует только четыре автада. Причина, по которой их зовут автадами (колышками), заключается в том, что они подобны колышкам палатки, чтобы она держалась, требуется четыре колышка, земле тоже нужны четыре колышка для безотказного, непрерывного функционирования.

Всевышний позволяет этому миру безотказно функционировать из-за этих четырёх особенных людей, являющихся автадами, и Аллах расположил каждого из них по четырём уголкам мира. Один находится на востоке, другой – на западе, третий – на севере, а четвёртый – на юге.

Предание от свидетеля карамата

Фото: Sener Dagasan/ shutterstock.com

Фото: Sener Dagasan/ shutterstock.com

5. Нуджаба (ед.ч. наджиб).

Это слово означает «благородный». Эта категория авлия, которые заняты деятельностью только на благо людей. Их дуʻа, возносимые за людей бывают приняты. Их число в одних источниках достигает 70-и человек, а в других 40.

6. Нукаба (ед.ч. накиб).

Это слово означает «глава». В тасаввуфе это имя дано той категории авлия, которые являются основой членов общины мусульман. Они осведомлены о тайнах людей. Число их 300 человек.

Условия, открывающие путь к вилайат:

Имам Мухаммад аш-Шавкани в своей книге «Вилайатуллахи ва ат-тарик иляйха» («Покровительство Аллаха и путь ведущей к ней») перечисляет условия, открывающие путь к вилайат:

а) крепкая вера и вручение себя Аллаху;
б) тщательное исполнение фардов и воздержание от запретного.

Существует два вида повелений и запретов: относящиеся к внешним поступкам и к внутреннему миру (душе) человека.

Повеления, связанные с внешними поступками – это намаз, пост, хадж, закят и т.п.; а к запретам относятся употребление спиртного, азартные игры, прелюбодеяние и др.

Повеления, относящиеся к душе – это искренность (ихлас), верность (сыдк), надёжность (аманат), покаяние (тауба), терпение (сабр), запреты, относящиеся к духовному миру – это показуха, плохое предположение, сплетни и т.п.

в) постоянство в исполнении одобряемых дополнительных поклонений (навафиль, ед. ч. нафиль). Они, при условии выполнения обязательных предписаний, приближают человека к Всевышнему. В одном священном хадисе повелевается:

«Любимейшим из всего, что бы [ни делал] раб Мой в стремлении приблизиться ко Мне, является для Меня то, что Я вменил ему в обязанность, и будет раб Мой стараться приблизиться ко Мне, делая больше положенного (навафиль), пока Я не полюблю его. Когда же Я полюблю его, то стану его слухом, посредством которого он будет слышать, и его зрением, посредством которого он будет видеть, и его рукой, которой он будет хватать, и его ногой, с помощью которой он будет ходить» (Бухари).

Н. Р. Сабиров «Тасаввуф»

Социальные комментарии Cackle
Яндекс.Метрика