5 направлений развития личности. Какую выберете вы?
Например, почти в каждом человеке присутствуют:
1. Качества, характерные для любого животного или живого организма: потребность в пище, сне, часто он испытывает усталость и ему необходим отдых, чтобы восстановить силы, кроме того человек как и любые живые существа обладает способностью размножаться – продолжить свой род.
2. В простом смертном имеются также качества, присущие ангелам: он также как и ангелы имеет особенность поклоняться и подчиняться Аллаху Та’аля, произносить зикры и тасбихи в честь Него, остерегается и презрительно относится к греховному и низменному.
3. Вместе с тем в человеке присутствует свойства, характерные для хищников: воинственность, склонность к агрессии, убийству, тяга к мести.
4. Свойства, которыми обладают носители нечистой силы – шайтаны: страсть к обману и лжи, к раздору и склоке, следование низменным страстям и греховному, сам он вроде верит во Всевышнего, однако не следует Его указаниям. Все это уподобляет человека нечистой силе.
5. В человеке также может быть одно из качеств, характерных Аллаху Та’аля.
Помимо этого для человека свойственно и то, что он, не обладая способностью что-либо творить, он исполняет из какого-нибудь материала вещь, и при этом, не скрывая своей гордости, провозглашает, что именно он «сотворил это». Человек имеет склонность тяготеть к перечисленным выше пяти направлениям. Характерно и то, что те из них, которые ведут к Создателю и ангелам, подталкивают человека к благому, к вере и, являясь, своеобразным маяком, открывают путь в Ислам. А все прочие подталкивают к греховному, низменному, животным страстям, хищничеству. Именно об этом сказано в Священном Коране в 179 аяте суры «аль-Араф»:
«Мы сотворили для Геенны много джиннов и людей. У них есть сердца, которые не разумеют, и глаза, которые не видят, и уши, которые не слышат. Они подобны скотине, но являются еще более заблудшими. Именно они являются беспечными невеждами».
Аллах здесь приводит сравнения, которые весьма наглядно и поучительно показывают сходство и различие людей уверовавших от не уверовавших.
Об этом говорится также в 44 аяте суры «Фуркан». Всевышний ниспослал детей Адамовых на землю быть там халифами, а для того, чтобы они не совершали там ошибок, довел до них правила, руководствуясь которыми можно избежать этих ошибок, отличать благое от греховного. Все эти правила включены в понятие «вера» - «Ислам». В 19 аяте суры «аль-Имран» сказано:
«Воистину, религией у Аллаха является Ислам».
В 85 аяте этой же суры говорится:
«От того, кто ищет иную религию помимо Ислама, это никогда не будет принято, и в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон».
В 56 аяте суры «аль-Араф» Аллах вновь напоминает:
«Не распространяйте нечестия на земле после того, как она приведена в порядок».
В приведенных выше аятах Всевышний указал простым смертным, каких направлений необходимо придерживаться.
Габдулхак хазрат Саматов. «Шариат: ва’азы, хукмы, фетвы, ответы на вопросы, рекомендации»