3 вещи, которые избавят вас от гнева Аллаха
Факих со своим иснадом передал от Са'ида бин Мусайиба, что однажды 'Амру, Убай бин Ка'б и Абу Хурайра (да будет доволен ими Аллах) вошли к Посланнику Аллаха (мир ему) и спросили: «О, Посланник Аллаха, кто является самым знающим человеком из всех людей?». «Благоразумный», - ответил Пророк (мир ему).
Они спросили: «О, Посланник Аллаха, кто является наилучшим поклоняющимся из всех людей?». «Благоразумный», - ответил Пророк (мир ему).
Сахабы сказали: «О, Посланник Аллаха, не является ли благоразумным тот, у кого щедрая рука, благой язык и высокая степень?». Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Поистине, все качества, которые вы перечислили, необходимы для богобоязненных перед Аллахом для этого и следующего мира. Однако благоразумный человек - это человек, который оберегает себя, даже если он в этом мире имеет низкую степень. Богобоязненным является тот, кто охраняет себя от харама».
Передано от Малика бин Динара: «Если человек будет знать признаки страха и надежды на милость Всевышнего Аллаха, то, поистине, он будет опираться на надежную вещь. Признаком богобоязненности является избегание того, что запретил Аллах. Признаком надежды на Его милость является совершение того, что повелел Аллах.
Было сказано: есть два качества: надежда и страх. Признак надежды - это требование довольства Аллаха. Признак страха - это ограждение от харама Аллаха Та'аля».
Передано от Пророка (мир ему): «Всевышний Аллах сказал: «Клянусь Своим Могуществом и Величием, Я не объединю два страха и две безопасности для раба Своего. Кто боится наказания Моего в мирской жизни, тому Я гарантирую безопасность в вечности. Кто же уверен в своей полной безопасности и независимости от Меня в мирской жизни, тот вкусит страх в вечном мире».
Передано от Посланника Аллаха (мир ему), который сказал: «Если сердце верующего задрожит от страха перед Аллахом Та’аля, то его грехи спадут с него, как спадают листья с дерева».
У Посланника Аллаха (мир ему) спросили: «О, Посланник Аллаха, кто последовал за тобой?». Он сказал: «Каждый верующий до Судного дня, который ограждается от харама. Будьте разумны, поистине, моими последователями являются только те, кто ограждается от запрещенного и сомнительного. Будьте разумны, степень для вас будет только благодаря богобоязненности».
Передано от Посланника Аллаха (мир ему): «Три вещи избавят вас от гнева Аллаха и три вещи погубят вас.
Вас погубят: скупость, которой подчиняетесь, страсть, которой следуете, и самолюбование.
Вас спасут: справедливое отношение, независимо от того, доволен ты или нет, экономия в бедности и богатстве, страх перед Аллахом, когда ты в одиночестве и среди людей».
Передается, что человек по имени Раби' бин Хайсам долгое время проводил ночи в молитвах, сильно рыдал, был переполнен страхом и волнением. Когда его мама узнала об этом, она спросила: «Ты что, кого-то убил?»
«Да», - ответил Раби’. Она продолжила: «Расскажи, кто это, чтобы мы могли попросить прощения у его родственников. Клянусь Аллахом, если бы они увидели тебя, то непременно простили бы и помиловали».
Тогда этот человек ответил: «Я убил свой нафс, то есть отрицательную сторону своего нутра, которая постоянно подталкивает человека к греховному и запретному».
Факих сказал: «Признаками страха перед Аллахом являются следующие семь вещей:
Первое: сохранение языка от лжи, хулы (гайбат) и лишних слов. Используй язык для поминания Всевышнего Аллаха и чтения Его Книги.
Второе: сохранение глаза от взора на недозволенные вещи и от завистливого (соблазнительного) взора на этот мир. Смотри на этот мир, извлекая урок.
Третье: сохранение живота. Пусть в твой живот попадает только дозволенная и чистая пища.
Четвертое: сохранение руки. Пусть твоя рука не совершает запретное и пусть она делает то, что относится к поклонению Великому Аллаху.
Пятое: сохранение ног. Пусть твои ноги не ходят по греховным делам.
Шестое: сохранение сердца (души). Освободи свое сердце от вражды, гнева и зависти к братьям-мусульманам. Пусть в твоем сердце будет милосердие и доброта к мусульманам.
Седьмое: боязнь за свои дела служения Аллаху. Совершай поклонение только ради довольства Аллаха. Бойся рия (показных дел) и лицемерия. Если человек будет придерживаться этих запретов, то он войдет в число тех восхваленных людей, о которых Аллах Та'аля сказал:
«...для них Мы сделали украшения. Все эти блага, которые Мы описали тебе, не что иное, как преходящие мирские блага, свойственные только этой, земной жизни. Награду и блага будущей жизни твой Творец и Наставник уготовил для богобоязненных, которые избегали многобожия и мерзостей»54.
В ахирате награда будет только для тех, кто ограждался от харама. В другом аяте Аллах Всемогущий сказал:
«Поистине, богобоязненные будут в просторных райских садах, неописуемые словами, и в великом блаженстве»55.
Всевышний Аллах в Своей Книге во многих аятах восхваляет богобоязненных. Аллах известил, что они будут спасены от ада:
«Эти неверующие поклонялись разным божествам, кроме Аллаха, чтобы они были их заступниками и сторонниками в будущей жизни. Им следует отречься от этого. Ведь их божества отвергнут их поклонение, откажутся от них в будущей жизни, будут их противниками и попросят их наказать»56.
Передано от 'Имрана бин Хасана: «Мы вместе с Посланником Аллаха (мир ему) были в путешествии. В это время ниспосылался следующий аят: «О, люди! Остерегайтесь наказания вашего Господа! Помните всегда о Судном дне. Ведь сотрясение и паника в тот день будут страшные, и охватят они все создания»57.
Затем Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Знаете ли вы, какой это день?». Мы сказали: «Аллах и Его посланник знают лучше». Посланник Аллаха (мир ему): «Это такой день, когда Аллах Всевышний скажет человеку: «Встань, Он воскресит людей для рая и ада». Человек скажет: «О, мой Господь, что такое воскрешение для рая и ада?». Всевышний Аллах скажет: «Из каждой тысячи девятьсот девяносто девять в аду и один в раю». После того, как люди услышали эти слова, они начали плакать.
Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Я надеюсь, что вы будете одними из обитателей рая». Сахабы произнесли такбир.
Затем Пророк (мир ему) сказал: «Не было такого пророка, до которого не было невежество. Это количество людей будет взята из числа невежественных людей, то есть девятьсот девяносто девять человек будут в аду. Если этого количества не будет достаточно, то часть будет взята из числа лицемеров. Ваша численность среди других общин будет подобно пятнышку на локте лошади или пятнышку на боку верблюда. Я надеюсь, что вы будете двумя третьими обитателями рая. Поэтому произносите много такбир».
Затем Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Поистине, с вами будут два разных создания. Они всегда будут преобладать в количестве. Яджуж и Маджуж и те, кто умер в неверие из числа джиннов и людей».
Факих сказал, что слышал от своего отца; который сказал:
«Во времена Посланника Аллаха (мир ему) жил один человек, которого звали Ханзала. Он рассказал: «Как-то раз мы были с Посланником Аллаха (мир ему), и он (мир ему) читал нам проповедь. Наши сердца смягчились, а глаза наполнились слезами. После проповеди я вернулся домой. Дома рядом со мной села жена, и мы разговаривали о мирских делах. Через некоторое время я почувствовал, что все впечатления, оставшиеся у меня после проповеди Посланника Аллаха (мир ему), куда-то исчезли. И я сказал самому себе: «Я стал лицемером».
Я вышел из дома и повторял: «Ханзала стал лицемером». Я встретил Абу Бакра (да будет доволен им Аллах), и он сказал мне: «О, Ханзала, ты не впал в лицемерие». Я пришел к Посланнику Аллаха (мир ему) и сказал: «Ханзала стал лицемером, Ханзала стал лицемером!». Он (мир ему) сказал: «О, Ханзала, ты не лицемер».
Я сказал: «О, Посланник Аллаха, когда мы были рядом с тобой, ты читал нам проповедь, от которой наши сердца наполнились страхом перед Аллахом, а глаза слезами. Когда я вернулся домой, я начал разговаривать с женой о мирском, и меня покинуло то чувство, которое было во время вашего присутствия». Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «О, Ханзала, если бы вы всегда могли поддерживать тот пыл, что разгорается у вас при общении со мной, то ангелы приветствовали бы вас и в пути, и на ваших ложах».
Сообщается, что 'Айша (да будет доволен ею Аллах) спросила у Посланника Аллаха (мир ему) о смысле аята: «И которые приносят то, что приносят, а сердца их трепещут от того, что они к Господу своему возвратятся»58, - сказав: «Они боятся из-за своих грехов?». Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Нет, они совершают благодеяния и боятся, что эти деяния не будут приняты Аллахом».
Факих сказал: «Тому, кто совершает благодеяние, нужно бояться четырех вещей. В таком случае, что ты думаешь о совершающем злодеянии? Следует бояться:
1) что деяние не будет принято, ибо Аллах Всевышний сказал: «Аллах принимает благодеяние только от праведных и богобоязненных»59;
2) рия, ибо Аллах Всевышний сказал: «То, что было им предписано, имело только одну цель: искренне поклоняться Аллаху Единому60;
3) боязнь за сохранение деяния до Судного дня, то есть смогу ли я сохранить благодеяние до Дня Суда? Поскольку Всевышний Аллах сказал:«Тому, кто совершил доброе деяние, Аллах воздаст добром большим в десять раз по Своему благоволению и щедрости»61;
4) лишения поклонения Аллаху, поскольку человек не знает, достигнет ли он служения Аллаху или нет. Аллах Всевышний сказал: «...без помощи и поддержки Аллаха я не пришел бы к истине. Только на Него полагаюсь и к Нему вернусь»62.
______________________________________________
54. Сура «Аз-Зухруф», 35 аят.
55. Сура «Ат-Тур», 17 аят.
56. Сура «Марьям», 81-82 аяты.
57. Сура «Аль-Хадж», 1 аят.
58. Сура «Верующие», 60 аят.
59. Сура «Аль-Маида», 27 аят.
60. Сура «Аль-Баййина», 5 аят.
61. Сура «Аль-Ан'ам», 160 аят.
62. Сура «Худ», 88 аят.
Из книги "Танбихуль гафилин"