• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

3 уровня добродетели мусульманина

Время чтения: 3 мин
13637

«Не равны добро и зло. Оттолкни зло тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий родственник» (сура «Фуссилат», аят 34)

Чтобы достигнуть счастья и спокойствия в личной и общественной жизни, люди должны терпимо и с пониманием относиться друг к другу. И при этом большое значение имеет умение не держать зла на других и прощать чужие ошибки и недостатки, проистекающие от незнания и невоспитанности. Аллах Всевышний благоволил: «Оттолкни зло тем, что лучше. Мы лучше знаем то, что они приписывают» (сура «Муминун», 23:96). Таким образом, Господь указал досточтимому Пророку (ﷺ) и в его лице всем верующим на один из лучших методов, которым нужно следовать в человеческих отношениях. Данный принцип означает на зло отвечать добром, благими делами стремиться завоевать сердце того, кто совершил тебе зло, чтобы вражда обернулась дружбой, неуважение ‒ почтительностью, злоба и ненависть стали любовью.

В приведенном 34 аяте суры «Фуссилат» этот прекрасный принцип ислама и божественное предусмотрение выражены в такой форме:

«Не равны добро и зло. Оттолкни зло тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий родственник».

В противном случае каждое злодеяние и проявление враждебности будет встречено с такой же злобой и враждебностью. В итоге зло будет разрастаться и станет господствовать во всем обществе. Наш Пророк (ﷺ) также оставил в своих хадисах рекомендации по этому поводу: «Не будьте непостоянными. Не говорите, что если люди будут делать добро, то и мы станем делать добро, а если совершат несправедливость, то и мы ответим тем же. Будьте постоянными. Если люди совершат добро, вы тоже делайте добро. А если совершат зло, то в ответ не делайте зла». (Тирмизи, «Книга о благовоспитанности», 63).

Совершать добро можно тремя способами:

  • Во-первых, делать добро в ответ на совершенное добро. На добро надо отвечать по меньшей мере благодарностью. Естественный долг человека ‒ отвечать на добро таким же добром.
  • Во-вторых, делать добро, не ожидая ответного добра. Безусловно, поступающие таким образом находятся на более высоком уровне, чем те, кто стоит на предыдущей ступени.
  • В-третьих, делать добро тому, кто сделал тебе зло. И это наивысший уровень добродетели. Поэтому в народе говорят: «На добро отвечать добром – это долг каждого. На зло отвечать добром – это долг мужчины».

Советуя Укбе ибн Амиру некоторые нравственные принципы, Расулюллах (ﷺ) высказался так:

«Не прерывай отношений с тем, кто прерывает отношения с тобой! Отдавай тому, кто не дает тебе! Прости того, кто сделал тебе зло!»(Ахмад ибн Ханбаль «Муснад», 4/148, 158).

А еще наш Пророк (ﷺ) после завоевания Мекки спросил у жителей этого города, которые когда-то творили немыслимые насилия и издевательства по отношению к нему самому и избравшим Ислам верующим: «Как вы думаете, что я сделаю с вами?» Они же собрались вокруг него и сказали: «Ты хороший брат и сын хорошего брата». И тогда Расулюллах (ﷺ) объявил им: «Сегодня вы никак не будете унижены. Давайте, теперь можете расходиться, все вы свободны». (Ибн Хишам, 2/412). Будучи в силах отомстить, подвергнуть наказанию, он не стал этого делать, дал прекрасный образец того, как на зло отвечать добром.

Подобный же пример мы находим в истории жизни пророка Йусуфа (а.с.). Он смог простить своих братьев, которые сотворили ему много зла и даже хотели убить его. Йусуф (а.с.) не только простил их, но и оказал им материальную и моральную помощь и поддержку. Чтобы избавить их от страха и беспокойства, он сказал им прекрасные слова, приведенные в Коране:

«Сегодня я не стану укорять вас. Да простит вас Аллах, ибо Он – Милосерднейший из милосердных». (Сура «Йусуф», 12:92).

Мусульманину следует стремиться жить по такому одобренному Исламом нравственному принципу: всегда проявлять милосердие, справедливость и без всяких предварительных условий совершать людям добро. У нас есть потребность в этом ради спокойной жизни в обществе. Однако нельзя давать возможность злоупотреблять таким нашим пониманием и подходом, надо соблюдать определенную меру.

Islam-Today

Полезная статья? Пожалуйста, сделайте репост!

Социальные комментарии Cackle