Выяснилось, как сделать людей невидимыми для комаров

Молекулярные биологи из США разобрались в том, как комары распознают запах пота человека при поисках новых жертв. Они установили, как сделать людей невидимыми для этих насекомых. «Блокировка рецептора IR8A вынуждала комаров искать людей примерно в 2 раза реже, — пояснил Мэттью Дегеннаро из Международного университета Флориды в Майами. — Запахи, которые мешают его работе, можно будет добавлять в уже существующие репелленты, такие как DEET, — отметил ученый. — В данном отношении можно сказать, что наше открытие поможет людям стать невидимыми для кровососов», - пишет РИА Новости.

Американские исследователи нашли ответ на вопрос о том, почему многие комары целенаправленно ищут и кусают именно людей, а не других млекопитающих. Яркий пример этого – москиты Aedes aegyptii, основные распространители вируса Зика, денге и желтой лихорадки. Биологи давно полагают, что эти насекомые ориентируются по запаху человеческого пота. Но до сих пор исследователям не было понятно, что какой именно его компонент привлекает комаров, как они его распознают и как они отличают людей от животных. Молекулярные биологи нашли точный ответ на данный вопрос, экспериментируя с генно-модифицированными комарами, у которых они отключали один из участков ДНК, связанных с работой их антенн – ключевого обонятельного органа. Вырастив таких насекомых, ученые помещали их в специальную емкость, у выхода из которой располагалась специальная камера, изолированная противомоскитной сеткой. Туда специалисты могли вводить свою руку или образцы пота людей и животных. Следя за тем, как много комаров пыталось проникнуть через сетку, команда биологов оценивала эффективность «генной терапии» и роль различных обонятельных рецепторов в распознавании человеческого запаха.

Выяснилось, что ключевую роль в соответствующем процессе играл ген и белок IR8A, чье удаление резко уменьшало желание комара искать жертв среди людей. Изучив его структуру и взаимодействия с иными обонятельными рецепторами, ученые установили, что он распознает запах человека благодаря молекулам молочной кислоты, присутствующей в поте людей. При этом комары переставали реагировать на испарения данного вещества не только при повреждении IR8A, но также и тогда, когда специалисты вносили мутации не в этот участок ДНК, а в ген orco, который отвечает за распознавание избытка углекислоты в окружающей среде. Это, полагают ученые, свидетельствует о тесной взаимосвязи между разными частями антенн комаров, что необходимо учитывать и можно применять при разработке веществ, маскирующих человека и от той, и другой «системы поиска жертв», или идеальных ловушек для москитов.