Суннитско-шиитское противостояние на Ближнем Востоке: роль Турции
«Если в тот или иной регион увеличиваются поставки оружия, то это значит, что над регионом нависла опасность. И страны вооружаются либо в целях нападения, либо в целях обороны». Подобную точку зрения высказала турецкий профессор, доктор политических наук Оия Айгененч по поводу резкого возрастания военных поставок аравийским монархиям. Кувейт, Катар, Саудовская Аравия и Оман стали главными покупателями американской военной техники в регионе.
«По поводу растущих поставок американского оружия в Ближневосточный регион следует обратить внимание на то, что процесс этот протекает на протяжении достаточно длительного времени, что говорит о масштабной подготовке к серьезным боевым столкновениям. Такое положение дел не может не вызывать беспокойство. Существует большой риск внезапного обострения ситуации в регионе и начала масштабных боевых действий. В настоящее время отношения между Ираном и Саудовской Аравией ухудшились до предела. Это дает основание утверждать, что арабские страны вооружаются против Ирана, поскольку с Израилем такой масштабной войны пока не предвидится. То есть, назревает межконфессиональная война: суннитский блок против шиитского. Стороны известны, поле битвы определено, оружие есть, остается только придумать достойную причину», — пишет О. Акгененч, имея ввиду то, что суннитский и шиитский блоки стали наиболее четко формироваться после начала войны в Ираке в 2003 г.
Именно с тех пор отношения между двумя исламскими течениями стали резко обостряться. При этом она отмечает, что и в Ливане на почве противостояния шиизма и суннизма периодически вспыхивают массовые беспорядки. Сирийский кризис, по ее мнению, тоже возник по этой же самой причине. Столкновения в Бахрейне стали происходить также в результате суннитско-шиитского противостояния. То есть, все идет к началу региональной межконфессиональной войны. Профессор О. Акгененч сравнивает обостряющееся противостояние в исламском мире с религиозными войнами в Европе. Те, к слову, длились на протяжении 130 лет.
В этой ситуации, Турция, по мнению экспертов Института ближневосточных стратегических исследований должна рассматривать проблемы исключительно через призму норм международного права. Необходимо, во-первых, ни в коем случае не рассматривать проблемы Ближнего Востока с позиции определенной конфессии (в частности, с позиции суннитского блока или через призму ханафитского мазхаба). Например, по вопросу нарушения прав человека в той или иной стране Турция должна оказывать содействие в его разрешении в рамках юридических норм, а не с позиции определенной религии или течения. Это необходимо и потому, что внутри Турции проживают представители различных конфессий. Но при этом авторы доклада признают, что реализовать это на практике очень сложно. Поскольку, с одной стороны, Турция является близким союзником Соединенных Штатов, с другой — важным игроком Ближнего Востока. Анкару с Вашингтоном связывают натовские узы, но Анкара не может принимать решений исходя только из этой связи. Турцию с регионом связывают многовековые отношения. Ближний Восток имеет для Турции большое значение как единое неразрывное целое. Поскольку разделение Ближнего Востока на суннитский и шиитский блоки ограничивают региональные амбиции турок.
Во-вторых, Турции необходимо всячески сопротивляться установлению двуполярного мирового порядка. Турции, по мнению авторов доклада, необходимо быть третьей решающей силой в рамках регионального баланса сил.
Пока же, по мнению другого турецкого специалиста Корая Гюрбюза, Турция встала на сторону Соединенных Штатов, и это вынуждает ее выступать против своих соседей — Ирана, Ирака, Сирии, а также других стран Ближневосточного региона, поскольку цели и задачи политики США вступают в открытие противоречие с целями государств региона. Как пишет К. Гюрбюз, «Америка пытается установить в регионе свою гегемонию, однако страны региона не намерены терять свою самостоятельность и независимость. Америка часто прибегает к политике провоцирования беспорядков в той или иной стране. А затем, якобы в целях демократизации политической системы вмешивается во внутренние дела этой страны. Политика подобного распространения демократии – это одна из самых больших ловушек Вашингтона. После возбуждения беспорядков в масштабах региона Соединенные Штаты осуществляет поставки оружия в эти страны. Однако покупатели Ближневосточного региона расплачиваются с Америкой не деньгами, а еще не добытой нефтью, которая в итоге обходится американцам по максимально низкой цене. Таким образом, страны региона, с одной стороны, продают свои ресурсы по очень заниженной цене, с другой – все больше попадают в зависимость от Соединенных Штатов».
По мнению российского исследователя А. Г. Гаджиева, Турция смогла бы сыграть конструктивную роль в процессе урегулирования кризисной ситуации на Ближнем Востоке. Однако, судя по всему, по мнению нынешней политической власти страны, путь к региональному лидерству лежит в другой плоскости, где стал совершенно иначе трактоваться смысл главного постулата турецкой внешней политики «мир в стране, мир во всем мире».
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Специально для Islam-today.ru