• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Лидер ливийских повстанцев с прошлым. Часть 2

Время чтения: 5 мин
2550

 

Абдель Хаким Белхадж, воеваший в свое время в Афганистане возглавляет Военный совет Триполи. Сможет ли он стать стабилизирующей силой? Islam-Today.ru предлагаем вашему вниманию вторую часть статьи Le Monde Diplomatiquе Викена Четеряна. 


«ЛИВИЙЦЫ ЗНАЮТ МОЮ ИСТОРИЮ»

Несмотря на такое развитие ЛИБГ, критика в сторону Белхаджа не смолкает. Многие из ливийских повстанцев называют его «командиром аль-Джазиры» из-за его появления на телевизионных экранах Катара во время битвы за Триполи и критикуют его связи с монархиями Персидского залива, пишет журналист Monde Diplomatiquе Викен Четерян.

Белхадж охотно дал мне интервью. Он был вежлив, скромен и показал документы в подтверждение того, что он говорил. Он рассказал о своей роли в ливийской революции.

«Моя роль заключалась не только в освобождении Триполи. 18 февраля я поехал в Мисурату, где встретился с шабаб (молодежь). На следующий день я уже встречался с повстанцами в Эз-Завия Сабрата. После этого я ушел в бега, испугавшись преследований со стороны спецслужб. Вообще-то так и случилось, они арестовали моего брата с отцом. Шесть недель я скрывался в различных местах в Триполи, собирал деньги, организовывал явки и разговаривал с опытной молодежью, чтобы выбраться из Триполи».

Белхадж выбрался из Триполи на катере в апреле, добрался до Туниса, встретился там с повстанцами и перебрался в Бенгази, чтобы оказать помощь в организации «Батальона 17 февраля», которым руководил Фавзи Абу Катеф из Бенгази. 14 июля Белхадж получил приказ от министра обороны Национального переходного совета о переброске оружия и амуниций на запад, где он принял участие во многих боевых действиях в том числе и в освобождении Триполи. «Что касается моей истории, ливийцы ее знают. Я не свалился с неба. Моя борьба уходит корнями в восьмидесятые».

Белхадж объясняет свою джихадистско-салафитскую идеологию следующим образом: «Необходимо трезво оценивать реалии. Мы не воевали против ливийского народа, мы были частью и продолжением народа. Мы несли транспаранты джихада, чтобы убедить народ о необходимости джихада против власти Каддафи. Мы не выдвигали законченную политическую идею, ударение делалось на вооруженную борьбу, как средство для перемен».

Анес аль-Шариф также был членом ЛИБГ и провел долгие годы в Лондоне координируя СМИ группы. Теперь он близкий соратник Белхаджа. По его словам ошибка ЛИБГ заключалась в том, что она «пыталась сменить режим силой. Это попытка провалилась, т.к. являлась проектом одной группы и люди просто испугались, что одно меньшинство отнимет власть у другого меньшинства. Арабская весна показала, что народ сам захотел перемен и теперь это его право править. Арабская весна отвергает идею, что к власти приходит новая группа людей, с целью остаться там надолго. Тот факт, что мирные способы оказались недостаточными для необходимых перемен в Ливии, лишний раз подтвердил о правильности выбора вооруженной борьбы».

Белхадж разделяет эти взгляды: «Отличительной чертой арабских революций является их массовость, и мы хотим воплотить в жизнь их цели, такие как истинная демократия, честные выборы, верховенство закона, создание гражданских институтов и равенство».

КОНСЕРВАТИВНОЕ ОБЩЕСТВО

Большинство населения Ливии составляют сунниты (95% ливийцев являются последователями маликитского мазхаба) и это консервативное общество. В обществе установлен консенсус, что шариат является источником права и отношений между полами. Спиртные напитки запрещены. В отличие от Египта и Туниса, туристический сектор экономики Ливии не развит, что не может привести к проблемам из-за культурных различий. Также в Ливии отсутствует явное разделение общества на светских и исламистов, как в Тунисе.

Однако не все в Ливии убеждены в переменах в ЛИБГ. Один ливийский политический обозреватель, пожелавший остаться неизвестным, сказал, что располагает информацией о тесных контактах сирийской оппозиции с «некоторыми группами в Ливии», намекая на ЛИБГ.

В Триполи ходят слухи, что Белхадж отправлял в Сирию оружие, деньги и бойцов, а также встречался с сирийскими повстанцами в Турции, где обычно собирается сирийская оппозиция. Я спросил его про его визит в Турцию прошлым ноябрем. Он заявил, что визит был целиком и полностью посвящен встрече с раненными ливийским повстанцами, лечащимися в турецких больницах. «Я не брал с собой ни денег ни оружия и в течении моего 48-ми часового пребывания в Турции я не встречался с сирийцами» - сказал он. Однако слухи упорно ходят. 28 апреля агентство Рейтер сообщило о захвате в Ливане партии оружия весом 150 тонн, часть которой направлялась из Ливии в Сирию.

Из-за давления повстанцев их провинций Мисурата и Зинтан, переходное правительство не включило в свой первый кабинет ведущих исламистов, таких как Белхадж, которого многие прочили на должность министра обороны. В Триполи его соперниками являются глава Революционного совета Триполи Абдуллах Накер и близкий соратник министра обороны Осама аль-Джувайли, оба – выходцы из влиятельной группы повстанцев из провинции Зинтан.

В то время как старые джихадисты пытаются интегрироваться в новую политическую систему Ливии, молодое поколение джихадистов становится все более радикальным и рассматривает Аль-Каиду в качестве идеологической модели. Военная процессия состоящая из 30 транспортных единиц вооруженная тяжелыми пулеметами с развивающимися черными флагами Аль-Каиды вызвала обеспокоенность наблюдателей. Также в восточной провинции Дарнах подпольными джихадистами было совершено несколько убийств пособников старого режима.

Сможет ли старое поколение джихадистов представленное Белхаджем, которое пытается играть публичную и правовую роль в Ливии, предотвратить радикализацию? В случае неудачи на политической сцене Ливии может появиться поколение более воинственных исламистов.

Читать начало: Лидер ливийских повстанцев с прошлым. Часть 1

Источник: mondediplo.com

Перевод: Islam-Today.ru


Социальные комментарии Cackle