Ислам в мировой политике: механизмы влияния и перспективы
Культурно-цивилизационное многообразие человечества – его фундаментальная характеристика. Все значение этого фактора раскрывается только сейчас, когда глобальная конкуренция приобретает цивилизационное измерение. Соответственно, меняется и видение религиозного фактора как одной из составляющей цивилизационной структуры. Новое видение роли религиозного фактора в мировой политике во многом связано с необходимостью разработки адекватных подходов к международным проблемам в соответствии с базовыми ценностями основных мировых религий, составляющими духовно-нравственную основу общечеловеческой цивилизации. Без учета этих принципов невозможно добиться справедливого решения насущных вопросов мирового развития на коллективных и правовых началах не говоря о том, чтобы создать атмосферу доверия и взаимопонимания в отношениях между государствами в эпоху глобализации.
Особое значение в данных условиях приобретает Ислам, как одна из наиболее распространенных мировых религий и Ислам, как одна из крупнейших мировых цивилизаций.
Наличие исламского фактора в современной мировой политике вызвано рядом причин, среди которых:
- во-первых, само наличие мусульман и их вовлечённость, как самостоятельной группы, обладающей собственными нормами, ориентирами и ценностями, а также имеющей реальные интересы, в любые процессы — политические, экономические и так далее.
- во-вторых, наличие контакта с другими цивилизациями, в ходе которого осознаётся различие. То есть, в случае противоречия интересов мусульманской общности с той, с которой она находится в контакте, вероятен конфликт. Он может оформляться и часто оформляется как религиозный. И в последующем именно этот — религиозный — аспект взаимодействия приобретает самостоятельное значение, оказывая влияние на действия организаций или групп населения.
Являясь сложным и многоаспектным явлением, исламский фактор в современной мировой политике можно разделить на комплекс субфакторов, каждый из которых имеет влияние на определенную сферу.
Исламский фактор – это огромный исламский мир, объединяющий более миллиарда мусульман. Мусульмане составляют большинство в более чем 40 странах мира. В целом ряде стран, в том числе и в России, они являются значительным и влиятельным меньшинством. Фактически ислам распространен по всему миру. По данным отчета Pew Forum on Religion & Public Life в 232 странах мира проживает более 1,57 миллиардов мусульман.
Исламский фактор в мировой политике – это усиливающиеся влияние религии, в том числе и радикальных исламских течений на международные процессы. Это также интернационализация радикальных исламских течений и угроза безопасности граждан других государств. Международные радикальные исламские организации сегодня успешно распространяют своё влияние по всему миру. Но не стоит думать, что в их рядах находятся только лишь расселившиеся по всему миру арабы-мусульмане. Идеи исламских радикалов находят живой отклик и среди коренного населения стран Европы. Вопрос в силе социального и имущественного расслоения в том или ином обществе. Ведь, не секрет, что эффект от идей, пропагандируемых радикалами (таких как равенство, социальная справедливость и свобода от эксплуатации), прямо пропорционален уровню маргинализации населения в той или иной стране. Эта тенденция не абсолютна, но реальна.
Исламский фактор в мировой политике – это возросшая роль культуры ислама в межцивилизационном сотрудничестве. Процесс глобализации набирает обороты, и объединение национальных экономик; на межрегиональном и на межконтинентальном уровне требует диалога культур и цивилизаций.
Исламский фактор в российской внешней политике – это отражение особой внутрикультурной, внутриэкономической и внутриполитической структуры России на современном этапе. Наличие в стране влиятельного и многочисленного мусульманского меньшинства, невозможность интеграции России в западную христианскую цивилизацию, а также стремление к преодолению изоляции и поиску стратегических партнеров и способность к межцивилизационному взаимодействию обуславливают перспективность взаимовыгодного сотрудничества России с исламским миром.
И, наконец, исламский фактор – это процесс формирования исламского полюса международных отношений. Хотя здесь необходимо сделать ряд оговорок. Дело в том, что когда речь заходит о возможности исламского мира к осуществлению самостоятельной внешней политики, часто вспоминают о таком понятии как исламская солидарность, указывая ее в качестве основы для единства исламских стран. Однако события последних лет показывают, что в мире внешней политики исламские страны неохотно поддерживают своих соседей, если те не являются членами какого-либо объединения исламских государств или же если на ее территории распространено другое течение ислама. Самый яркий пример – деятельность т.н. «вахаббитского тандема» (Саудовская Аравия и Катар) по поддержке боевиков, участвовавших в боях в Ливии и Сирии против сторонников прежних светских властей. Если исламский мир и формирует некий полюс мировой политики, то только в виде разрозненных участков активности.
Однако, последователи ислама давно уже поняли, что в глобализирующемся мире, в котором основную роль играют крупные державы и международные монополии, нельзя быть самостоятельным и на равных условиях участвовать в международном разделении труда без консолидации и объединения экономических и культурных потенциалов, а именно, без создания интеграционных объединений таких как ОИС, ЛАГ и т.д. Очевидно, что соприкосновение ислама, как одного из важнейших факторов мировой политики, с процессами глобализации станет одной из тенденций XXI века. С большой вероятностью это будет носить конфликтный характер, так как ислам, по крайней мере, в его исходном виде, уже не вписывается в тот мир, который формирует современная глобализация.
Связано это с тем, что в существе мусульманского сознания и религиозности есть нечто принципиально противоречащее современной модели глобализации. В отличие от различных христианских вероисповеданий, буддизма, индуизма, ислам требует следования определенному образу жизни, несовместимому с глобалистскими ценностями и представлениями о мироустройстве.
Автор: Руслан Хисамов
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора