Удивительная история Корана Томаса Джефферсона
Иногда история приоткрывает весьма необычную и неожиданную свою завесу. Многие были бы удивлены, узнав, что у основателя и президента США в личной библиотеке имелся Коран, из которого черпались определенные мнения борца за независимость.
В то время, когда большинство американцев ничего не знают об исламе, знают его плохо или попросту боятся, Томас Джефферсон представлял мусульман будущими гражданами своей новой нации. Его знакомство с исламом началось с того, что он приобрел Коран – это было за 11 лет до написания «Декларации независимости».
Считается, что Томас Джефферсон имел богатую библиотеку всевозможных книг, и это отражало его огромное любопытство и интерес ко всему миру. Среди всех его книг примечателен Коран, который был приобретен в 1765 году и передавал его идеи о множественности и религиозной свободе в создании Америки.
Томас Джефферсон - видный деятель Войны за независимость США, один из авторов Декларации независимости (1776 ), 3-й президент США в 1801 — 1809 , один из отцов-основателей этого государства, дипломат и философ эпохи Просвещения.
Автор Дениз Спеллберг в свой книге «Коран Томаса Джефферсона: Ислам и основатели» проводит параллели между убеждениями отца-основателя и религиозной терпимостью в Соединенных Штатах сегодня. "Мне кажется, в современном мире есть беспокойство о том, во что верят мусульмане, во многом потому, что люди не понимают ислам в должной степени. Я думаю, что так же было и в 18-м веке", - говорит Спеллберг. - "Мне кажется, что Джефферсон создавал теории для будущего, которое включало мусульман - не вопреки их религии, но благодаря религии и из-за его понятия всеобщих гражданских прав".
Также известно, что первый посол мусульманской страны – Туниса – был принят президентом Джефферсоном, устроившим в честь гостя ужин после захода солнца в месяц Рамадан. Это считается первым ифтаром в Белом доме, состоявшимся два с лишним века назад. Джефферсон, приглашая его в президентский дом, перенес обед на момент заката в знак уважения к религии своего гостя.
Как у Джефферсона появился Коран
Джефферсон был библиофилом. Он заказал копию Корана в 1765 году, за одиннадцать лет до того, как написал Декларацию независимости. Тогда он был студентом юридического факультета, а книгу ему доставили из Англии в Вильямсбург, штат Вирджиния.
Европейцы и американцы в этот период имели тенденцию быть довольно враждебно настроенными по отношению к исламу. И все же Джефферсон интересовался религией и правами мусульман, и это, вероятно, стало причиной его приобретения Корана.
Джефферсон приобрел Коран незадолго до того, как печально известный Закон о гербовом сборе заставил его всерьез поставить под сомнение наследие английского конституционного права и искать окончательные ответы в идеях права. Принимая во внимание тот факт, что он посвящал большую часть времени изучению права, Джефферсон мог оправдать параллельное изучение Корана вместе остальными работами тем, что Коран также являлся книгой законов.
Чтение Корана также позволило ему продолжить изучение истории религии. Записи, сделанные им в своей записной книжке примерно в то же время, когда он купил Коран, говорят о том, что он стремился примирить противоречия между историей и Священными Писаниями, которые казались для него очевидными.
Взгляды Джефферсона на свободу вероисповедания
Джефферсон был уникален во многих отношениях. Он смог отделить свои принципы касательно мусульманской религиозной свободы и гражданских прав от наследственных европейских предрассудков в отношении ислама. Исключение мусульман из общества означало бы отсутствие универсального принципа гражданских прав для всех верующих в Америке.
Защитник религиозной свободы, Джефферсон желал дать возможность своим согражданам практиковать ту религию, которую они выберут, в том числе и Ислам. Ссылки на Коран в записях отца-основателя раскрывают то, как он понимал Священную Книгу в контексте религии, права и культуры. Помещение им Корана в каталоге библиотеки манускриптов показывает, как он воспринимал Ислам по отношению к другим религиям.
Мусульманское население Америки в 1770-х годах
Джефферсон и Джордж Вашингтон теоретизировали будущее американского населения тогда, когда истинные мусульмане уже были в Америке. Но большинство из них были рабами, привезенными из стран Западной Африки против собственной воли.
Мы не знаем, какого было количество первых американских мусульман, предположительно они исчисляются тысячами или десятками тысяч.
Современные лидеры могут многому научиться у Джефферсона. В эпоху, когда христианство было гораздо более распространенной религией, Джефферсон выделил время на изучение малоизвестной религии на Западе, и, возможно, это влияло на дискуссию между отцами-основателями при разработке законов. Джефферсон уделил внимание исламским принципам, которые он узнал благодаря Корану, чтобы заложить фундамент свободной страны.
В настоящее время Коран Джефферсона занимает свое почетное место в библиотеке Конгресса. Коран Джефферсона был использован Кейтом Эллисоном, первым мусульманским конгрессменом, когда тот давал присягу.
NPR