Семь человек, которые в Судный день будут спасаться в благословенной тени Арша
Ризаэтдин Фахретдин (1859-1936) - выдающийся богослов, просветитель, историк и педагог, писатель, журналист, муфтий (с 1922 года), автор фундаментального сочинения «Изложение, объяснение смысла хадисов» («Җәвамигуль-кәлим шәрхе»). В 1916 году этот труд был издан отдельной книгой объемом 552 страницы. Книга включает в себя 344 хадиса пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).
Вот один из хадисов из этой книги: «Семь человек, которые волей Всевышнего в Судный день будут спасаться в Его благословенной тени: первый из них – справедливый имам (халиф); второй – юноша, который с юных лет рос в поклонении Аллаху Та’аля; третий – правоверный, который после намаза, покидая мечеть, в голове лелеет мечту вновь вернуться туда (человек, искренне любящий храм Аллаха и намаз со своими единоверцами); четвертый – человек, который ради довольствия Всевышнего жил в добрых отношениях с окружением и его разлучила с друзьями и близкими только смерть; пятый – тот, кто на призыв развратной женщины ответил: «Я боюсь кары Аллаха» и отверг ее предложение совершить зина; шестой – кто раздает милостыню-садака тайно, не на виду у окружающих; седьмой – кто делает зикр Всевышнему в укромном месте и при этом от полноты чувств льет слезы» (передал Сахих Бухари, с. 116; Альмутаи, с. 377-378; Термизи, с. 62).
Эти слова, прозвучавшие из благородных уст посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего), откликаются великой радостью в сердцах данных людей. В действительности, упомянутые здесь люди достойны всяческих похвал и возвеличивания. Все живущие на земле имеют равные права для того, чтобы воспользоваться земными благами и оберегать себя от недозволенного и представляющего опасность. В этом нет особой разницы между теми, кто проживает в городах или селениях, кочует в пустыне и пасет стада. Праведный правитель и падишах именно тот, кто осознает это и руководствуется данным правилом в делах управления подданными своей страны. Соблюдение принципов равенства между людьми, предостережение их от опасностей и возможного вреда и, напротив, вознаграждение их достойно уважения и признания. Это должен понимать каждый здравомыслящий человек.
Каждый пышущий здоровьем молодой человек, которого обуревают различные страсти и соблазны, способен обуздать их и посвятить себя молитвам и преклонению перед Аллахом Та’аля, все это свидетельствует о том, что он в здравом уме.
Во время пребывания в храме Аллаха человек отстраняется от неблаговидных дел и поступков, стремление совершать намаз в мечети говорит о чистоте его помыслов.
Дружба и добрые отношения способствуют объединению мусульман, они создают основы для этого объединения.
Человек, не принявший приглашения развратницы, понимает, насколько гибельно совершать в грех, ведь это вызовет гнев Всевышнего.
Таинство подаяния есть признак обращения всех надежд на Аллаха Та’аля, а также боязнь Его кары.
Совершение зикра о Всевышнем в уединении и искренние слезы говорят о душевной тонкости и ранимости человека, его искренности и человечности.
Именно по этим причинам все перечисленные выше лица и каждый из них в отдельности достойны большого уважения и почитания.
Детальное уяснение способов сохранения от палящих лучей солнца в тени Арша – дело неблагодарное (ненужное). В Священном Коране нет четких истин и сведений о том, в каком виде представлены Арш и Трон. Рассуждая о них, нельзя опираться на умозаключения Аристотеля и его последователя Фахрутдина аль-Рази и других людей. Выражение из хадиса о том, что они «будут пребывать в тени» или «спасутся в тени Арша», нужно воспринимать как данность, анализировать или сомневаться в этом мы не вправе, так как постичь это мы не в силах. Современные ученые трактуют упомянутый в Священном Коране Арш как так называемый «центр солнечной системы, передающий электрические волны, благодаря которым вся эта солнечная система якобы находится в движении, а отдельные космические тела движутся по своей орбите». Однако это утверждение не категорично и является всего лишь предположением. И все же мы склонны заключить, что в тех научных данных, которые предоставляет Аристотель, имеется разумное зерно.
А истиной располагает только Аллах Та’аля.