Духовная неграмотность и одиночество: как возникает религиозный фанатизм?
Религиозный экстремизм отличается исповеданием религиозными группами или отдельными лицами идеологии нетерпимости к представителям других конфессий, способствующей противоправным действиям, нарушающим права и законные интересы граждан, государства и общества в целом.
Деструктивность религиозного экстремизма обусловлена как радикальными трактовками того или иного традиционного вероучения с последующим использованием его для достижения некоторыми лидерами или элитами политических или коммерческих целей, так и изначально оппозиционностью распространяемого вероучения, каноны и догматы которого прямо призывают к экстремистским действиям.
Приверженность крайним взглядам: оправдывает ли религия экстремизм?
Экстремизм, как известно, в самом общем виде характеризуется как приверженность к крайним взглядам и действиям, радикально отрицающим существующие в обществе нормы и правила. Экстремизм, проявляющийся в политической сфере общества, называется политическим экстремизмом, экстремизм же проявляющийся в религиозной сфере, получил название религиозного экстремизма.
Религиозный экстремизм – это религиозно мотивированная или религиозно камуфлированная деятельность, направленная на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, на возбуждение в этих целях религиозной вражды и ненависти.
Экстремизм на религиозной основе – это приверженность в религии к крайним взглядам и действиям. Основу такого экстремизма составляют насилие, крайняя жестокость и агрессивность, сочетающиеся с демагогией. В области религии религиозный экстремизм проявляется в нетерпимости к представителям различных конфессий либо жестком противоборстве в рамках одной из конфессий.
Зачастую он используется в политических целях, в борьбе религиозных организаций против светского государства или за утверждение власти представителей одной из конфессий. Причины возникновения религиозного экстремизма могут быть религиозными, социальными, экономическими, политическими, психологическими, интеллектуальными.
Корень проблемы может находиться в самом человеке, в его взаимоотношениях с членами семьи, родственниками, а при более глубинном анализе может быть обнаружен в противоречиях между внутренним миром экстремиста и окружающим обществом, между верой и поведением, идеалами и реальностью, религией и политикой, словами и поступками, мечтами и фактическими достижениями, светским и божественным.
Естественно, что подобный антагонизм может привести какую-то часть молодежи к нетерпимости и агрессии. Несомненно, что главной причиной религиозного фанатизма являются отсутствие полноценного знания о целях и сути самой религии. И если полное отсутствие религиозного знания и практики приводит к одной форме экстремизма – эгоизму и аморальности, то половинчатое, отрывочное знание приводит к противоположному результату – агрессивному радикализму.
Духовно неграмотного человека легко подтолкнуть на восприятие самых агрессивных религиозных течений. Первым признаком экстремизма является фанатичные нетерпимость и жестокость, которые заставляют человека слепо следовать исключительно своим собственным мнениям и предрассудкам и не позволяют экстремисту принимать во внимание интересы окружающих людей и вообще сам смысл религии.
Подобное отношение полностью исключает любой диалог по любым спорным моментам. Отсутствие целостного и глубинного понимания сути и целей религии в совокупности с недостатками нравственности (отсутствие самоконтроля, высокомерие, агрессивность) приводит экстремиста к отказу от умеренного и беспристрастного подхода в решении возникающих проблем.
Последствия такого радикального подхода были бы менее губительными, если бы экстремисты признавали за своими оппонентами право иметь собственное мнение.
Читайте также: Как эффективно противостоять экстремистской идеологии?
Фанатизм является непреодолимым препятствием к взаимопониманию, ибо договоренности можно достичь только, если обе стороны имеют желание понять друг друга. Вместо этого экстремист, наталкиваясь на несогласие, начинает обвинять собеседника в неточности, отступлении от основ веры, греховности и неверия. Такой интеллектуальный терроризм приносит ужасные последствия и является предшественником терроризма физического.
Анализируя роль и место религиозного экстремизма в формировании внутренних и внешних угроз национальной безопасности и территориальной целостности России, нельзя не отметить, что экстремизм под исламскими знаменами в международном масштабе превращается здесь в реальную политическую и военную силу.
Одной из причин быстрого вовлечения молодежи в экстремистские движения является то, что молодые люди зачастую остаются наедине со своими проблемами. Начиная с переходного возраста, у детей «ломаются» понятия и представления бытия в целом. Взрослые эти проблемы считают детскими, следовательно, значения им не придают. Но это взрослые, а для молодежи они являются достаточно реальными трудностями.
Наткнувшись на стену непонимания, они начинают самостоятельно искать пути решения своих проблем. И находят, но не всегда то, что нужно! Разочаровавшись в своих поисках, молодые люди озлобляются на весть мир с его нравоучениями, законами и неустроенностью.
В таком душевном состоянии человек ищет другой мир, с другими законами. А этот «другой мир» представляет любая экстремистская группировка. Начиная от фанатических религиозных и заканчивая террористическими. Вот такую, идеологически надломленную молодежь привлекает то, что там свои законы и что можно противопоставить себя всему миру.
Миндубаев В.Ш.
Все фото: elements.envato.com.