• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Что такое"асабия", и почему это явление запрещено Исламом?

Время чтения: 10 мин
35562

В современном российском обществе иногда происходят случаи проявления религиозной нетерпимости и этнической ксенофобии, порой переходящих в откровенный радикализм и национализм. Озвучивание аргументов типа «это моя земля, а не твоя», «езжай к себе на Кавказ, в Таджикистан и т.д.» или «моя вера единственно правильная, а твоя – нет» в случае возникновения разного рода бытовых конфликтов между россиянами и представителями других национальностей к сожалению, не вызывают у некоторых морального дискомфорта. Но наибольшее беспокойство в современной ситуации вызывает то обстоятельство, что и некоторые наши единоверцы-мусульмане также увлечены этой тенденцией. Порой сами мусульмане высказывают подобные идеи и проявляют высокомерное отношение к людям из-за национальной или религиозной принадлежности. А ведь высокомерное отношение к другим людям вообще и тем более по этноконфессиональному признаку категорически неприемлемо для мусульманина – человека, поклявшегося Всевышнему Аллаху следовать Его наставлениям.

Ислам – это религия, которая питает отвращение к любым проявлениям расизма, этнизма, трайбализма, крайнего национализма. Различия между людьми в языке, религии, цвете кожи и волос, форме глаз, предпочтениях в кухне, акцентах речи и произношении были созданы Всевышним Аллахом с целью придания более интересного «вкуса» нашей короткой жизни на этой земле. Но ни в коем случае ни с целью дать повод для насмешек и высокомерия одних людей над другими и не как повод для войны между людьми.

Данная статья посвящена рассмотрению темы ксенофобии в Исламе. В Исламе этому негативному социальному явлению дан определенный термин – асабия. Статья может быть интересна и самому широкому кругу читателей, кто хочет узнать новое об Исламе и кто неравнодушен к проблеме межнациональных отношений в обществе. Информация, используемая в статье, взята из двух основных источников: Священного Корана и Сунны нашего Пророка Мухаммада (ﷺ). 

Определение термина «Асабия» в Исламе

Асабия (asabiyya или asabiyah, араб.: عصبية) – арабское слово, изначально означающее «дух кровного родства» в семье или в племени (асаба – это мужское родство по мужской фамильной линии). Термин «асабия» относится к понятию социальной солидарности, где важным элементом является сплоченность. Другими словами термин «асабия» может означать коллективное сознание и чувство единой цели, изначально используемый в контексте трайбализма, клановых отношений в обществе и различных форм проявлений крайнего национализма.

Идиоматически асабия означает поддержку человеком группы людей, к которой он принадлежит по какому-либо признаку (в первую очередь по кровным родственным отношениям, а также по признаку вероисповедания) в любых ситуациях безотносительно права ли эта группа или нет, притесняются ли они другими или сами притесняют других людей.

С точки зрения Ислама асабия опасна для мусульманина тем, что она вызывает сильное чувство ничем не оправданного статусного превосходства. Асабия формирует у индивидуума устойчивый образ мышления, что он лучше, чем другие люди, и эти другие люди являются низшим классом по отношению к нему. Таким образом, человек, имеющий такое чувство асабии в своем сознании, ставит себя и группу людей, к которой он принадлежит, на более высокий социальный уровень по отношению к другим людям и группам людей.

Такой образ мышления разъедает сознание человека. Это фактически является тем видом высокомерия и надменности, который берет свои корни из образа мышления, высказанным иблисом, и которое привело его к прямому неподчинению Всевышнему Аллаху, когда Он приказал иблису пасть ниц перед Адамом (да приветствует его Аллах). Но иблис сказал в ответ Всевышнему Аллаху: «я лучше чем он, Ты создал меня из огня и Ты создал Его (Адама) из глины». Через такое умозаключение, сделанное в присутствии Всевышнего Аллаха – создателя всех миров и всего сущего, перед Которым все равны, иблис пришел к выводу о своем превосходстве и явил этим высшую степень высокомерия, основанную на странном доводе о превосходстве огня над глиной, и впал в гордыню.

Наш Пророк Мухаммад (ﷺ) предостерег всех мусульман когда он сказал: «Ни один из вас не войдет в Рай, если вы имеете в своих сердцах высокомерие хотя бы величиной с зернышко». Наш Пророк Мухаммед дал определение высокомерию, разделив его на два основных типа: отрицание истины и презрительное отношение к людям.

Некоторые доводы против асабии в Священном Коране

«Вот Мы заключили с вами завет о том, что вы не будете проливать вашей крови и изгонять друг друга из ваших жилищ. Потом вы признали это, свидетельствуя об этом». «Но впоследствии именно вы стали убивать друг друга и изгонять некоторых из вас из жилищ, помогая одним против других в грехе и посягательстве. А если они приходят к вам пленными, то вы выкупаете их. А ведь вам было запрещено изгонять их. Неужели вы станете веровать в одну часть Писания и отвергать другую часть?...» (Сура 2, аяты 84 и 85).

Неужели и мы мусульмане уподобимся некоторым агрессивным лицемерам, и будем читать пятикратный намаз, выплачивать закят, совершать хадж, воздерживаться от алкоголя и прелюбодейства, но при этом будем высказывать ненависть к людям других национальностей и угрожать гражданам России прогнать их из их же законных домов только потому, что они другой нации или религии? Быть может мы также хотим заслужить порицание Всевышнего Аллаха? 

«Разве они не видят, что Аллах увеличивает или ограничивает удел, кому пожелает? Воистину, в этом – знамения для людей верующих» (Сура 30, аят 37). «Не отворачивай своего лица от людей из высокомерия и не шествуй по земле кичливо. Воистину Аллах не любит всяких гордецов и бахвалов» (Сура 31, аят 18).

Всевышний Аллах ниспослал нам бесчисленные блага. Недры нашей страны содержат практически всю таблицу Менделеева, территория нашей страны занимает 1/6 площади суши! Так будем ли мы благодарны Всевышнему Аллаху за его милость? Может мы прекратим проявлять высокомерие к другим нациям и религиям и поймем, что в России хватит места и материальных благ для всех людей? Ведь всё это богатство ниспослано нам Всевышним Аллахом, а ведь Он может лишить нас всего этого за наше высокомерие.

«Ему принадлежат те, кто на небесах и на земле. Все они покорны ему» (Сура 30, аят 26). «…Аллах избирает для Себя того, кого пожелает, и направляет к Себе того, кто обращается к Нему» (Сура 42, аят 13). Все мы принадлежим Всевышнему Аллаху, и Он по милости своей сделал нас мусульманами, открыв наши сердца для истинной веры Ислама. Так давайте будем достойны высшей награды Всевышнего Аллаха и запретим себе горделиво смотреть на людей только потому что они другой нации или другой веры.

«Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь . Помните о милости, которую Аллах оказал вам, когда вы были врагами, а Он сплотил ваши сердца, и по Его милости вы стали братьями. Вы были на краю Огненной пропасти, и Он спас вас от неё. Так Аллах разъясняет вам Свои знамения, – быть может вы последуете прямым путем» (Сура 3, аят 103). – Все мы мусульмане должны быть братьями друг другу и оказывать бескорыстную поддержку и помощь каждому. Но такое теплое отношение мы мусульмане должны проявлять и ко всем гражданам нашей страны, независимо от их национальности и вероисповедания. И лишь через наше братское отношение к каждому человеку все мы сможем сплотиться, превратив народы России в подлинно единую нацию.

«Не походите на тех, которые разделились и впали в разногласия после того, как к ним явились ясные знамения. Именно им уготованы великие мучения» (Сура 3, аят 105). – В данном аяте имеется ввиду разделение общины мусульман на различные секты, часто враждующие между собой. Но призыв этого аята можно расширить и до разделения граждан одной страны, которые разделяются и враждуют между собой, несмотря на ясные указания Всевышнего Аллаха, поощряющие объединение людей и совместное ведение хозяйственных дел.

«Среди Его знамений – то, что Он сотворил вас из земли. После этого вы стали родом человеческим и расселяетесь» (Сура 30, аят 20). Все мы по воле Всевышнего Аллаха произошли от одного отца Адама (да приветствует его Аллах) и его жены Евы (да будет доволен ею Аллах) и все мы на земле принадлежим к одному общему роду – человечеству, и все мы являемся родственниками друг другу. И по этой причине между нами не может быть никакой межнациональной и межконфессиональной вражды.

«Среди Его знамений – сотворение небес и земли и различие ваших языков и цветов. Воистину, в этом знамения для обладающих знанием» (Сура 30, аят 22). Какой краткий и в то же время яркий аят! Различия между людьми в языках, верах и цветах кожи – это знамения Всевышнего Аллаха. А мы неразумные пытаемся сделать из этого повод для нашего превосходства над другими людьми.

«О те, которые уверовали! Пусть одни люди не насмехаются над другими, ведь может быть, что те лучше них. И пусть одни женщины не надсмехаются над другими женщинами, ведь может быть, что те лучше них. Не обижайте самих себя (друг друга) и не называйте друг друга оскорбительными прозвищами. Скверно называться нечестивцем после того, как уверовал. А те, которые не раскаются, окажутся беззаконниками» (Сура 49, аят 11). «О люди! Воистину, мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах – Знающий, Ведающий» (Сура 49, аят 13).

Ибн Касир сказал в своем комментарии к вышеприведенному аяту Священного Корана: «В этом аяте Всевышний Аллах говорит человечеству о том, что Он создал всех нас из одной души, из которой потом Он создал пару – имея ввиду Адама (да приветствует его Аллах) и его жену Еву (да будет доволен ею Аллах) – и затем создал из них целые народы, намного большие, чем обычные племена. Помимо племени есть ещё более мелкие группы и отделения, такие как семьи и кланы. В альтернативной интерпретации это означает, что определение «народы» относится к другим народам помимо арабов, а определение «племена» относится к арабам. Все люди на земле равны между собой в отношении их происхождения и родословной, поскольку все они происходят от Адама и Евы.

По этой причине, после запрещения зависти и презрительного и пренебрежительного отношения к другим людям, Всевышний Аллах указал всем нам на наше равенство между собой, так как все люди на земле являются человеческими существами: «О род человеческий! Мы создали вас из мужчины и женщины, сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга», иными словами, чтобы люди могли узнавать друг друга по их племенам. Муджахид (Mujaahid) поясняет, что таким образом мы можем давать людям точные имена и обращаться к отдельному человеку следующим образом: «Такой-то и такой-то сын такого-то, из такого-то племени».

«…Каждому из вас Мы установили закон и путь. Если бы Аллах пожелал, то сделал бы вас одной общиной, однако Он разделил вас, чтобы испытать вас тем, что Он даровал вам. Состязаетесь же в добрых делах. Всем вам предстоит вернуться к Аллаху, и Он поведает вам о том, в чем вы расходились во мнениях» (Сура 5, аят 48).

Наша общая родина Татарстан стал родным домом для людей разных религий, а наций и народностей на территории Республики более ста! И это могло произойти только по воле Всевышнего Аллаха! Он послал народу России такое благо и испытание, сделав нас разными. Так давайте же разумно распоряжаться нашей общей Родиной, сохраняя мир на нашей земле, и состязаясь друг с другом только в количестве добрый дел, совершенных каждым из нас.

«Не приближайтесь к имуществу сироты, кроме как во благо ему, пока он не достигнет зрелого возраста. Наполняйте меру и весы по справедливости. Мы не возлагаем на человека сверх его возможностей. Когда вы произносите слово, будьте справедливы, даже если это касается родственника. Будьте верны договору с Аллахом. Это заповедал вам Аллах, – быть может вы помяните назидание» (Сура 6, аят 152). «Отдавай родственнику то, что ему полагается по праву, а также бедняку и путнику. Это лучше для тех, кто стремится к Лику Аллаха. Именно они являются преуспевшими» (Сура 30, аят 38).

Справедливость является главнейшим предписанием в Исламе. Мы мусульмане должны поступать по справедливости во всех своих делах, независимо от того с кем мы имеем дело – с мусульманином или православным, с русским или таджиком, с евреем или киргизом. И даже если дело касается наших ближайших родственников, мы должны поступать по справедливости, забыв о личной выгоде. Так справедливо ли мы поступаем, когда гневно говорим законопослушному гражданину России, чтобы он убирался из нашей страны???

«О сын мой! Совершай намаз, повелевай совершать одобряемое, запрещай предосудительное и терпеливо сноси все, что постигает тебя. Воистину, в этих делах надлежит проявлять решимость» (Сура 31, аят 17).

«Пусть среди вас будет группа людей, которые будут призывать к добру, повелевать одобряемое и запрещать предосудительное. Именно они окажутся преуспевшими» (Сура 3, аят 104).

«Если бы Аллах увеличил удел Своим рабам, они стали бы бесчинствовать на земле. Однако Он ниспосылает его в меру, как пожелает . Воистину, Он ведает о Своих рабах и видит их» сура 42 аят 27.

Воистину, Всевышний Аллах дал нам прекрасный удел! Так давайте же будем благодарными за это, давайте будем достойными справедливыми мусульманами, кто не питает ненависть к другим людям и призывает к миру. И не призывать своих единоверцев к крайности и не внушать им ложное чувство «превосходства». Ведь все это явные уловки шайтана, кто стремится разъединять людей, и сеет в человеческом обществе семена ненависти и вражды.

Продолжение следует

Анвар Саматов

Интересная статья? Не пропустите продолжение и сделайте репост в соцсетях!

Социальные комментарии Cackle