• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Сохранившие национальность вдали от исторической Родины: татары Кыргызстана

Время чтения: 4 мин
3685

Какова история формирования этнорелигиозной идентичности татарского народа? Какие проблемы вызывает её современная трансформация? Именно этими вопросами были озадачены участники Международной научно-практической конференции «Этнорелигиозная идентичность татарского народа в условиях глобализации», организованной Академией наук Республики Татарстан. Отдельное внимание, в том числе, было уделено и соотечественникам, проживающим за рубежом. Мы публикуем выступления участников, которые рассказывают об этнической и религиозной идентичности татар, проживающих за пределами исторической родины. Данная публикация посвящена татарам Кыргызстана.

В постсоветский период произошли существенные изменения в этнической идентичности татар Кыргызстана. Если они раньше себя ощущали лишь вдали от исторической Родины, но в пределах одной могущественной страны, то теперь за короткое время они оказались за её пределами, в другой стране. Изменился статус, их стали причислять к переселенцам, мигрантам, малочисленным этническим группам, некоренным народам. Все эти внешние определения их статуса лишь способствовали усилению роста этнической идентичности. Также происходила переоценка таких понятий как «я» и «мы».

Проводимые этносоциологические исследования в те годы доказали значимость этнической идентичность для татар, её небывалый рост.

Поиск идентичности наблюдался именно впервые годы независимости страны. По данным исследований 1996 года из опрошенных татар-горожан более 60% «никогда не забывали о своей национальности». Среди сельских татар треть ответили на этот вопрос утвердительно. В 2009 году на этот вопрос были получены ответы соответственно 49% и 25%. Такая тенденция была характерна в постсоветский период для представителей этого этноса, проживающих и в РФ.

Синхронный анализ идентичности татар Кыргызстана показал, что он отражает общие тенденции, происходящие среди татар на постсоветском пространстве. Однако вместе с тем нельзя не учитывать изменения в идентичности татар, которые произошли за время пребывания в Кыргызстане. Необходимо принять во внимание целый комплекс факторов: время переселения, в каком поколении живут, возраст, этническая среда, компактность проживания и т.д.  – то есть те факторы, которые оказали влияние на трансформацию идентичности.

Как показали наши исследования, для татар-горожан основным маркером идентичности является язык, на втором месте идут культура, обычаи и традиции. Более половины респондентов на третье место поставили религию. Татары Кыргызстана в основном являются городскими жителями (79%). Они относительно компактно живут в таких городах, как Бишкек, Ош, Джалал-Абад и т.д. Именно в городской среде наблюдается относительно хорошее сохранение языка, культуры, традиций представителями в основном старшего поколения татар из-за возможности общаться.

В сельской местности проживает около 20% татар, они расселены дисперсно. Для этой категории основным маркером идентичности является религия и генеалогические корни, поскольку среди сельских татар наблюдается утеря языка, культуры, традиций и обычаев. Среди них наблюдается ассимиляция, зачастую в пользу кыргызской идентичности.

По данным наших исследований 78% татар республики являются верующими, около 10% - неверующие, 12% респондентов ответили, что ещё не определились. Из числа верующих 93 % – мусульмане-сунниты. Крещенных татар около 5%. Около одного процента опрошенных считают себя представителями других конфессий.

На юге республики, в Ошской и Джалал-Абадской областях, число верующих соответственно 81% и 79%, это относительно выше, чем в Чуйской области и городе Бишкек. Объяснение этому необходимо искать в историческом прошлом: на юг республики из-за оседлого образа жизни ислам проник на много раньше, и вплоть до Октябрьской революции здесь были сильны традиции ислама. На юге страны среди сельских жителей уровень религиозности выше на 5%, чем в городах.

На севере страны кочевая жизнь препятствовало распространению ислама, поэтому среди жителей севера вера в ислам была слабой. Следующая причина, снижающая уровень верующих – это высокий уровень урбанизированности северных районов. Наибольшее количество неверующих сосредоточилось в Чуйской области и Бишкеке. Это связано с полиэтническим окружением, а также высоким уровнем урбанизированности.

Как показали наши исследования, вера находится в прямой зависимости от возраста человека.

Стоит отметить, что среди молодежи количество неверующих в среднем в два с лишним раза больше, чем среди представителей среднего и старшего поколения, и наоборот – чем старше возраст, тем больше верующих.

…продолжение следует

Аниса Бикбулатова,

Профессор Кыргызского национального университет им. Ж. Баласагына

 

Социальные комментарии Cackle