Шах и мат: худшая азартная игра
Шахматы являются широко распространенной по всем миру логической игрой для двух человек со специальными фигурами и 64-клеточным полем. Сегодня шахматы признаны отдельным видом спорта, который имеет развитую систему регулярных турниров и международных соревнований.
Считается, что шахматы были придуманы в Индии в V-VI веке до нашей эры. На востоке шахматы стали носить имя шатрандж, а в Китае – сянци. В Европу эта игра попала лишь в IX-X веках, и там были составлены «классические» правила игры.
Несмотря на то, что шахматы были довольно сильно распространены в древности в исламских странах (некоторые османские султаны были заядлыми шахматистами), ученые придерживались разных мнений относительно дозволенности этой игры.
Ислам запрещает все, что приносит вред человеку. Именно по этой причине были запрещены азартные игры. О нардах, например, есть достоверные хадисы, в которых есть прямой запрет: «Тот, кто играет в нарды, ослушивается Аллаха и Его посланника» (Абу Дауд).
В другом хадисе сказано: «Тот, кто играет в нарды, будто погрузил свою руку в кровь свиньи» (Муслим, Абу Дауд).
Такого откровенного запрета относительно игры в шахматы в сунне Пророка (с.а.с.) не приводится. Однако же большинство исламских ученых считали шахматы запрещенными.
Абу Муса аль-Ашари (р.а.) говорил: «В шахматы играют лишь нечестивцы». Ибрахим ан-Наха'и (р.а.) более жестко высказывался относительно этой игры: «Они прокляты».
Великий сподвижник Абдуллах ибн Умар (р.а.) говорил: «Шахматы – худшие из азартных игр». Имам Малик (р.а.) считал их запретными наряду с нардами, в чем были солидарны с ним и имамы ханафитского мазхаба.
Были среди ученых и такие, кто считал шахматы разрешенными при некоторых условиях. Шафиитский ученый, имам ан-Навави так разъяснял это вопрос: «Шахматы запретны, согласно мнению большинства ученых. Мы тоже считаем, что играть в них запретно, если эта игра отвлекает людей от совершения предписанной молитвы, или если люди играют на какой-либо интерес». Имам ханафитского мазхаба Абу Юсуф также считал эту игру дозволенной.
Имам ан-Навави выделил четыре условия, при выполнении которых игра в шахматы является дозволенной:
1. Игра не должна отвлекать от предписанной молитвы.
2. Нельзя играть с целью выиграть деньги или иные материальные ценности.
3. Игроки во время игры должны беречь свой язык от оскорблений, сплетен и лжи.
4. Игра не должна вызывать зависимость.
Islam-Today