• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

По отношению к кому применяется термин "шахид"?

Время чтения: 10 мин
11713

Мусульмане России и защита Отечества. Социальная доктрина российских мусульман.

Защита Отечества, интересов государства, забота о его безопасности – одна из важнейших обязанностей человека перед Аллахом, дело благородное и достойное настоящего мужчины. Пророк Мухаммад (мир с ним и благословение Аллаха) сказал: «Любовь к Родине – часть твоей веры».

Ислам всегда воспитывала сильную личность, воспитывала в мужчине дух борца, воина, защитника тех, кто слабее. Бегство с поля в боя расценивается в Сунне Пророка как один из семи самых больших, смертных грехов. Поэтому в своих проповедях, фетвах исламские лидеры уделяют большое внимание патриотическому воспитанию верующих.

Защита Родины — святой долг мусульманина. Вставая на защиту родной страны, мусульманин защищает свой дом и семью, свою культуру и традиции, свою религию и убеждения. На этом поприще он не жалеет ни своего имущества, ни своей жизни. Ислам высоко ценит воинский долг, а служба в армии и защита границ Родины — честь для каждого верующего. Пророк Мухаммад сказал: «Один день службы на заставе на пути Аллаха лучше этого мира со всем, что в нём есть».

Ислам возводит в ранг религиозной обязанности для всех мусульман ведение войны с целью защиты Родины. В Исламе шахидом (праведным мучеником, исповедником) считается тот, кто убит при защите своей веры, Родины, семьи, друзей, чести, имущества, и потому заслуживает места в раю. Совершенно недопустимо называть «шахидами» или «шахидками» людей, которые совершают террористические акты против мирного населения, против невиновных людей, а тем более тех, кто сознательно убивает себя.

Россия — родина десятков мусульманских народов. Судьбы мусульманских народов неразрывно связаны с судьбой России. Татарская конница особо отличилась в начале Ливонской войны (1558—1583), когда по приказу царя Ивана Грозного армией командовал касимовский хан Шах-Али (Шигалей, ум. 1567).

Народное ополчение Минина и Пожарского включало в себя немало мусульман, а Казанские мурзы были участниками Земского собора 1613 года.

Одним из героев Отечественной войны 1812 года был Александр Чеченский (1776-1834). Вместе со своим близким другом Денисом Давыдовым он доблестно сражался под Бородино и в Лейпцигском сражении (1813), а впоследствии был награждён золотым оружием и находился в сопровождении Александра I во время парада на Елисейских Полях.

Мусульмане всегда были патриотами, независимо от формы и характера политического устройства страны — и в Золотой Орде, и в Московском царстве, и в Российской империи, и в СССР, и остаются таковыми в Российской Федерации. В период самых тяжких для нашей Родины испытаний большинство российских мусульман вставали на ее защиту!

27 января 1915 г. мусульманская группа в Государственной Думе Российской Империи приняла заявление, в котором говорилось об отношении мусульман к началу Первой мировой войны:

«Основание для определения отношения мусульман к настоящей войне вытекает из старых традиций, которые заключаются в том, что мусульмане, сражаясь за Россию с ее врагами, всегда проливали кровь одинаково и наравне с коренным русским населением. Точно так же и теперь, когда опасность угрожает целости Российского государства и благополучию всех его граждан, чувства и мысли мусульман не могут не быть настроены иначе, как только в один тон с чувствами и мыслями всех российских граждан».

Можно привести в этой связи и текст телеграммы императора Николая Второго в адрес Ингушского полка:

«Как горная лавина обрушился Ингушский полк на Германскую Железную дивизию. Он был немедленно поддержан Чеченским полком. В истории Отечества, в том числе и нашего Преображенского полка, не было случая атаки конницей вражеской вооруженной части тяжелой артиллерии… Менее чем за 1,5 часа перестала существовать Железная дивизия, с которой соприкасаться боялись лучшие воинские части наших союзников, в том числе и Русской армии.

Передайте от моего имени, от имени Царского двора и от имени Русской армии братский сердечный привет отцам, матерям, братьям, сестрам и невестам этих Храбрых Орлов Кавказа. Никогда не забудет этого подвига Россия! Честь им и хвала!

С братским приветом, Император Российской Империи Царь НИКОЛАЙ II. 25 августа 1916 г.».

Во время Первой мировой войны прославилась Кавказская туземная конная дивизия, сформированная из добровольцев мусульман, уроженцев Кавказа и Закавказья. Её солдаты и офицеры отличались высочайшей дисциплиной и верностью боевому долгу: среди семитысячного личного состава не было ни единого случая дезертирства. На наградах, которые вручались бойцам-мусульманам, изображения христианских святых были заменены государственным гербом Российской Империи — двуглавым орлом.

Представители мусульманских народов, наряду с приверженцами других конфессий, на протяжении многих веков традиционно несли службу в Русской армии. По желанию мусульман создавались отдельные боевые подразделения. В XVIII в. на польской границе несли службу татары. В 1807 г. были созданы четыре конных татарских полка, два из которых приняли активное участие в Отечественной войне 1812 г. против Наполеона. В ознаменование героизма воинов этого полка царь построил в Москве Историческую мечеть.

Крымско-татарский эскадрон участвовал в боевых действиях на стороне России при осаде турецкой крепости Варна. Воины эскадрона принимали участие в сражениях во время Крымской кампании 1854-1855 гг. Во время русско-турецкой войны 1877-1888 гг. эскадрон нес службу по охране Крымского побережья. Одновременно до шести дивизионов татар участвовали в сражениях против турок при Плевне, Ловче, Горном Дубняке.

Кроме татар, на службе в царской армии были мусульмане Северного Кавказа. В декабре 1851 г. был создан Дагестанский конный полк, который в 1877 г. был награжден Георгиевским знаменем, а в период русско-японской войны 1904 – 1905 г. принимал участие в боевых действиях на Дальнем Востоке. Во время первой мировой войны знаменитый Брусиловский прорыв осуществляла «Дикая дивизия», состоявшая из выходцев с Северного Кавказа, калмыков и татар.

За верную службу Отечеству многие мусульмане удостаивались дворянского звания. К концу XIX в. в России насчитывалось примерно 70 тысяч мусульман – потомственных и личных дворян и классных чиновников. Так, в 1814 г. Уфимское дворянское собрание признало в дворянском достоинстве сразу 64 мусульманина – участников Заграничных походов против наполеоновской Франции. К началу XX в. представители ряда дворянских мусульманских фамилий России: Юсуповы, Акчурины, Гиреи, Еникеевы, Тевкелевы – активно участвовали в политической жизни страны. Многие из них получили высшее светское и военное образование и заняли высокие посты.

Десятки мусульман – офицеров и генералов – отличились в многочисленных войнах, которые приходилось вести России. Так, в Заграничных походах 1813-1814 гг. высокую доблесть проявили 33 башкирских и татарских конных полка. В 30-х — 80-х гг. XIX в. в состав Императорской гвардии Собственного Его Императорского Величества конвоя постоянно входила группа знатных мусульман Кавказа. Об особом внимании правительства к созданию необходимых условий для соблюдения религиозных обрядов воинами лейб-гвардии Кавказского Горского эскадрона и лейб-гвардии Крымско-татарского эскадрона свидетельствуют специальные указы и инструкций.

Среди известных мусульман-генералов России можно назвать такие имена, как Алиханов-Аварский, Еникеев, Тевкелев, Халилов, Хан-Нахичеванский и другие. В ходе русско-японской войны 1904-1905 гг. прославились героизмом защитники Порт-Артура офицеры-мусульмане Самадбек Мехмандаров и Али Ага Шихлинский, ставшие позже генералами Русской армии.

В России был накоплен существенный опыт подготовки исламских военных кадров. В XIX в. в Оренбургском Неплюевском кадетском корпусе «по высочайшему повелению» было разрешено обучение башкирам, киргизам Зауральской и Внутренней Орды, «инородцам» Оренбургского и Уральского казачьих войск. Им предоставлялось право посещать занятия и жить в особо отведенных для этого помещениях «на попечении своих сообществ».

Во время первой мировой войны царское правительство отправило на фронт тысячи солдат разных национальностей и вероисповеданий из всех уголков Российской империи. Мусульмане считали священным долгом свое присутствие на полях сражений. Добровольцами на фронт из мусульманских регионов страны уходили даже дети. В журнале «Война», издававшемся в Петрограде в 1915 г., было рассказано о двенадцатилетнем добровольце из Чечни Абубакаре Джуркаеве, отправившемся на фронт вместе с отцом. История показывает, что мусульмане, приняв российское подданство, верой и правдой служили «Царю и Отечеству». Группа депутатов-мусульман в Государственной Думе, стоявшая в целом на демократических позициях, поддержала правительство во время Первой мировой войны.

В Первой мировой войне отличились не только Дикая дивизия, но и Крымско-татарский конный полк, Текинский конный полк и др. Командиром 2-го Кавалерийского корпуса, успешно действовавшего на Австрийском фронте, был генерал-от-кавалерии Гассан Хан Нахичеванский.

Для погребенья воинов-мусульман был выделен специальный участок на Братском кладбище героев Второй Отечественной войны, открытом в 1915 году в Москве стараниями Великой Княгини Елизаветы Федоровны. Причем воин, отдавший жизнь в войне за Государя, пусть иноверного, но покровителя правой веры, считался шахидом. Таким образом в Москве есть кладбище шахидов (Братское кладбище, уничтоженное в 1932 году, сейчас частично восстановлено).

В годы Великой Отечественной войны мусульмане не жалели сил для борьбы с фашистскими захватчиками и освобождения захваченных земель. Имамы мечетей призывали делать пожертвования в пользу армии и молиться за победу. Среди Героев Советского Союза, проявивших доблесть в 1941-1945 гг., были татары и башкиры, чеченцы и ингуши, балкарцы и кабардинцы, азербайджанцы и казахи, узбеки и туркмены, киргизы и таджики, абхазцы и др.

Девятый Муфтий российских мусульман, Председатель Центрального Духовного Управления мусульман Габдрахман Расулев (1889-1950) не только объявил джихад нацистским агрессорам, но и организовал сбор средств в мечетях на создание танковой колонны. В этой работе приняли участие духовенство и прихожане Московской Соборной мечети.

3 марта 1943 года газета «Известия» опубликовала телеграмму Верховного Главнокомандующего в адрес мусульман: «Благодарю Вас за Вашу заботу о бронетанковых силах Красной Армии. Примите мой привет и благодарность Красной Армии. И. СТАЛИН».

Из военнослужащих РФ сегодня немало мусульман. Исследователи Министерства обороны отмечали: «Что касается представителей мусульманского вероисповедания, то их понимание религии базируется преимущественно на национальной традиции, тесном проникновении религиозных норм в быт и жизнь народов».

В декабре 1996 г. Договор о сотрудничестве был подписан между Духовным управлением мусульман Дагестана и командованием Кавказского особого пограничного округа. В документе подчеркивается необходимость проведения мусульманскими религиозными деятелями и командованием погранвойск совместных мероприятий для укрепления «нравственной мотивации» пограничников.

Мусульмане России хотят, чтобы их традиционные особенности учитывались при несении ими военной службы. Так, в 1998 г. в Ингушетии был создан первый Горский кадетский корпус для подготовки национальных военных кадров.

Ислам рассматривает участие в защите Родины как патриотическую обязанность мусульманина. Для мусульманина не существует оснований для отказа от службы в армии по религиозным мотивам, поэтому российские исламские организации совместно с государственными и военными органами могут готовить молодежь к службе в рядах Вооруженных Сил РФ.

Мусульмане – российские граждане – видят пути сохранения и укрепления братских отношений между народами, исконно проживающими на территории РФ, в том, чтобы на уровне актов государственной власти, в учебных пособиях, в государственных СМИ формировался такой образ нашей страны, который сплачивает всех наших граждан. Недопустимо противопоставление одного народа другому, национальное самопревозношение за счет унижения других. Образ единой великой Родины должен включать в себя одновременно образы так называемых «малых родин», возвышать «местный патриотизм» до уровня общенационального патриотизма.

Все имевшие место в прошлом конфликты и вооруженные противостояния между народами, княжествами и ханствами, находившимися в границах современной Российской Федерации, должны сегодня трактоваться как трагические междоусобицы в борьбе за политическую власть в великой многонациональной державе.

Только подчеркнутое уважение государства к каждому народу, исконно проживающему на территории Российской Федерации, к его истории, культуре и религии, способно скрепить общественные связи единого целого и реально обеспечить национальное единство нашей общей Родины.

Государственные символы и награды России должны соответствовать многоконфессиональному характеру нашей страны. Государство должно создавать такие условия, чтобы мусульманин чувствовал себя полноправным российским гражданином и, защищая интересы государства, чувствовал и понимал, что защищает свои собственные интересы: свою семью, землю, города и села, свою веру, традиции и обычаи.

Мусульманские организации готовы содействовать государственным органам в подготовке молодежи к службе в рядах Вооруженных Сил, считая ее долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Мусульмане рассчитывают на то, что руководство вооруженных сил и правоохранительных организаций РФ будет учитывать светский характер самого государства, его многоконфессиональность в проведении мероприятий воспитательного и патриотического характера.

Социальная доктрина российских мусульман

Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост на Facebook!

Социальные комментарии Cackle