Каюм Насыри: «Умный педагог сумеет обучать детей без брани и избиения»
Сегодня исполняется 197 лет со дня рождения великого татарского мыслителя и просветителя Каюма Насыри. Он был одним из выдающихся представителей татарской интеллигенции, талантливым краеведом, педагогом, просветителем.
Ещё будучи совсем юным, Каюм отличался любознательностью. Основы грамоты он получил от отца, который обучил сына русскому, персидскому и арабскому языкам. В течение своей более чем полувековой научной, литературной и педагогической деятельности Каюм Насыри выпустил порядка сорока трудов по художественной литературе, фольклору, филологии, педагогике, математике, истории, географии, астрономии и другим отраслям науки. Это был учёный, горячо любивший свою родину, свой народ и немало сделавший для ее развития.
Будучи писателем-демократом, просветителем, Каюм Насыри всю свою жизнь посвятил распространению среди татарского населения науки и знания, культуры и прогресса. Он был на передовой демократического направления общественной жизни, постоянно говорил о важности сближения татар с деятелями русского революционного движения, боролся за изучение татарами русского языка.
Трудом всей жизни Каюма Насыри можно назвать объёмистый том его своеобразных проповедей и наставлений «Плоды собеседований», который вышел в печать в 1884 году в университетской типографии. Это произведение представляет собой выражение всей татарской просветительской идеологии.
Сегодня, в честь 197-летия татарского просветителя и учёного мы предлагаем вам погрузиться в его понимание системы воспитания и обучения. В своих трудах Каюм Насыри предложил следующие принципы, на которые должна опираться эта система.
1. Воспитание и обучение человека должно приходиться на детские и юношеские годы.
«Самый ценный период в жизни человека охватывает время от появления способности самопонимания и до завершения обучения в школе. Именно в эти годы надо заботиться о надлежащем воспитании ребёнка и доведении до его сознания правил общежития».
Таким образом, когда человек окончательно сформируется и привыкнет к определённому образу поведения, то его будет очень трудно избавить от вредных привычек. В молодые годы легче осваиваются научные знания, а с годами способность к этому значительно снижается.
2. Учёт в процессе обучения и воспитания склонностей и интересов детей.
«Круг интересов и склонностей человека обнаруживается уже в детстве. Воспитатель обязан его учитывать. Надо обучать ребёнка той профессии, к которой он способен и к которой он проявляет интерес».
По мнению просветителя, ребёнок быстрее осваивает ту форму деятельности и профессию, к которой у него имеются склонности. Но при этом важно помнить о поддержке проявляемой ребёнком активности в реализации своих склонностей и интересов.
3. Полное вовлечение в процесс обучения сил и чувств ребёнка.
«При воспитании ребёнка необходимо обратить внимание на использование всех пяти его чувств и добиться, чтобы ни одно из них не простаивало. Ребёнок должен всё слышать и всё видеть: и светлое и тёмное... Точно так же и другие органы ребёнка должны быть приведены в действие».
Читайте также: Знания, получение которых является фардом
По Каюму Насыри, источник человеческих знаний – внешний мир, его предметы и явления, сведения о которых человек черпает при помощи своих органов чувств. Для полноты знаний о внешнем мире и полноценной деятельности ума должны быть использованы все пять чувств человека. В соответствии с этим принципом просветитель пропагандировал наглядность в обучении и широко применял её в своей преподавательской практике.
4. Развитие умственных способностей ребёнка и обеспечение сознательного усвоения им учебного материала.
«В процессе обучения ...надо заставить учащегося вольно пересказать и объяснить прочитанное так, чтобы стало ясно, как он его понял».
Это говорит о том, что Каюм Насыри вместо зубрёжки на первое место ставит развитие сознательного отношения к прочитанному и его осмысленное восприятие. В своих трудах просветитель много раз говорит о том, что в работе нужно ориентироваться на творческие дерзания, сознательность и активность в усвоении знаний. Учитель, по его мнению, должен предпринимать все меры для развития у учащихся самостоятельности мышления и любознательности, активизировать их ум и стимулировать стремление к познанию неизвестного.
5. Сочетание обучения с физическим трудом.
«…постоянное умственное напряжение вызывает усталость. Поэтому организму следует дать физическую нагрузку. Тогда человеческий ум как бы омолаживается и его работоспособность умножается».
6. Гуманное и внимательное отношение к ребёнку.
Воспитатель должен относиться к личности ребёнка с уважением и бережливо, не допускать его раздражения по мелочам и не задевать его самолюбие. Также просветитель выступал категорически против телесных наказаний.
«…умный педагог сумеет обучать детей без брани и избиения».
Вместе с этим стоит внимательно относиться к интересам ребёнка, не оставлять его вопросы без ответа.
«О чём бы только ребёнок ни спрашивал, всегда следует давать исчерпывающий ответ».
7. Принципиальность по отношению к воспитуемому.
Гуманность и внимание к ребёнку не являются исключающим фактором для проявления требовательности по отношению к подопечному. Воспитатель не должен поддаваться капризам, а требовать от учащегося трудолюбия, усидчивости, нравственной чистоплотности, «не расхваливать его и не хулить».
8. Личный пример воспитателя.
Здоровая нравственная среда – необходимое условие формирования добрых нравственных качеств. А воспитатели (будь то родители или учителя) как раз и создают эту среду, и если с их стороны будут допущены безнравственные поступки, то это будет оказывать отрицательное влияние в процессе формирования ребёнка как личности. Ведь ребёнок во всём берёт пример со старших товарищей, стараясь им подражать.
«Как отец, так и учитель должны предостерегаться от безнравственных поступков. Заниматься нравоучением, когда сам допускаешь безнравственные поступки,– дело бесполезное».
Фото: shutterstock.com
Автор: Ильмира Гафиятуллина