Открытие австралийских ученых, известное нашему Пророку (ﷺ) еще 1400 лет назад

Многие из нас сталкивались с ситуацией, когда в жаркую летнюю пору в нашу тарелку с горячей пищей или в порцию свежего варенья попадала неожиданно залетевшая в помещение муха. Многие просто отбрасывают надоедливое насекомое, а особо щепетильные и вовсе избавляются от «испорченной» по их мнению пищи. А между тем однозначный ответ на вопрос, что же делать в таких случаях, дал нам пророк Мухаммад (мир ему и благословение) и результаты недавних исследований австралийских ученых лишь подчеркивают нам прописную истину – «Все новое, это хорошо забытое старое». Впрочем, обо всем по порядку.

На сегодняшний день современной наукой выявлено  около 50 000 видов ядовитых насекомых.  Причем многие из них часто являются переносчиками опасных заболеваний и вирусов. Ученые-специалисты из австралийского университета Макуэри в Сиднее, обследовав обыкновенных домашних мух, обнаружили у них ранее неизвестную науке способность самостоятельно вырабатывать условное «противоядие» к переносимым ими же болезнетворным бактериям. Тем не менее, мы можем с уверенностью сказать, что об этом  было известно уже первым мусульманам почти 1400 лет назад.

Так в достоверных хадисах аль-Бухари со слов Абу Хурайры известно высказывание пророка Мухаммеда (мир ему и благословение): «Если муха упадёт в питьё кого-нибудь из вас, пусть он немедленно погрузит её (в это питьё полностью), а затем вытащит ибо, поистине, на одном её крыле — болезнь, а на другом — исцеление».

Аналогичный эпизод также нашел свое отражение и  в сборниках хадисов  Ибн Маджа  и ан-Наса’и.

Чтобы прийти к ровно такому же выводу, австралийские ученые уже в наше время провели широкомасштабные исследования. В качестве объектов для исследования ими были использованы 4 вида насекомых: комар обыкновенный, домовая муха, комнатная муха, москит папатачный. Каждый из этих представителей мира насекомых являлся носителем различных болезненных микроорганизмов,  но самое значительная  их концентрация была зафиксирована у комнатной и домовой мухи.

По результатам этого исследования были выделены различные виды грибков и бактерий как из числа грамположительных  (т.е. благотворно влияющих на человека), так и грамотрицательных (способных вызывать различные болезни). Также было выделено два штамма дрожжей и паразитические грибы Empusa muscae, обладающие способностью к  выделению антибиотиков.

Один из выявленных положительных бактерий  B. circulans  оказался способным к переносу достаточно высоких и низких температур, влиянию химических веществ и даже облучению. Она расположена на правом крыле мухи. Таким образом, даже если муха попадала в горячую или холодную пищу, благотворные бактерии не утрачивали своих положительных свойства и были способны  ликвидировать все неблагоприятные для человека микроорганизмы.

Самой «легкой добычей» для этого «стражника» здоровья человека оказались известные каждому школьнику еще с курсов биологии микробы B. subtilis (сенная палочка) и S. aureus (стафилококк золотистый). Эти бактерии как известно вызывают самые различные виды заболеваний, такие как воспаление глаз и тканей, цистит, центральной нервной системы и т.д., а также  способны вызвать скорую порчу продуктов питания.

Поэтому неудивительно, что пророк Мухаммад (мир ему и благословение) дававший множество полезных советов мусульманам, подчеркивал  необходимость полного погружения мухи в пищу или питье, в случае ее «неожиданного визита» на наш стол. Оказалось, что микроорганизмам обитающими на теле насекомого, для запуска процесса выделения условного противоядия, необходимо  наличие соответствующей  питательной среды.  В данном случае эту роль как раз и играет пища, в которую угодила муха.

Во время эксперимента было отмечено, что наиболее активные вещества, уничтожающие болезнетворные бактерии, начинают выделяться грибковыми клетками только после всасывания жидкости. После этого клетка разбухивает и лопается, выпуская наружу свое содержимое вещество, которое в конечном итоге и ликвидирует вредные микроорганизмы. Также в более ранних исследованиях, учеными было отмечены патологические бактерии, основная масса которых находилась на лапках и брюшке мухи. Эти бактерии могли вызывать глазные заболевания поражения дыхательной, пищеварительной и мочеполовых систем, тиф и многие другие болезни.

Тем не менее, и тогда было замечено, что после полного погружения мухи в вещество, положительные бактерии вместе с грибковыми микроорганизмами начинали выделять антибиотики, уничтожавшие микробы, способные вызывать вышеупомянутые заболевания.

Результаты этих исследований открыли перед учеными перспективы для открытия совершенно новых видов антибиотиков,  ведь старые из-за привыкания к ним человеческого организма, порой уже не справляются с возложенными на них задачами. А нам же простым смертным, это еще раз подчеркивает необходимость почаще заглядывать, даже в условиях повседневной жизни, в сборники хадисов. Быть может и вы там найдете еще один полезный совет от нашего Пророка (мир ему и благоденствие) на мучающий вас вопрос?

Ильнар Гарифуллин