• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Отключить ребенка?

Время чтения: 4 мин
6970

«Его зовут Ибрагим, ему всего два с половиной года. Он начал разговаривать только в прошлом году, а сегодня он уже учит меня как правильно регулировать звук динамиков, яркость экрана. А если программа зависает, то ее можно отключить через диспетчер задач, говорит мне сын», - признается молодой отец многодетной небогатой семьи, в которой дети по очереди играют на семейном компьютере.

«Мои дети не снимают 3D-очков и целыми днями режутся в гонки и войнушки, в их руках джойстики», - говорит отец семьи побогаче.

«Моя дочка выучила арабский язык только лишь смотря телепередачи на арабском языке и играя в языковые компьютерные приложения. А еще, она познает основы Ислама и правила чтения Корана через планшет», - гордится за свое чадо еще один брат-мусульманин.

Другие родители жалуются, что их чада целые дни проводят перед телевизором или компьютером. И вместо прогулок на свежем воздухе или игры в реальные игрушки, в которые мы играли в детстве, все больше посвящают свое время ультра-современным девайсам и виртуальному пространству.

Сегодня возраст пользователей ПК и сети неуклонно молодеет, совсем немного осталось, чтобы грудные младенцы уже с пеленок приобщились к современным технологиям. Но такое развитие событий сильно настораживает родителей.

Да, технологии поменяли наш образ жизни и все вокруг. Одним кликом можно проверить успеваемость ребенка в школе, оплатить коммунальные услуги или записаться на прием к врачу. С другой стороны, в сети можно найти всевозможные извращения, порнографию и неописуемое насилие – там есть все, что ищет душа, и не только. Современный виртуальный мир и IT-технологий уже кажутся безграничными.

Многие расценивают увлечение IT как способ повышения эффективности времяпровождения и улучшения качества общения. Но не стоит сбрасывать со счетов, что эти технологии отражаются на здоровье и психике постоянных пользователей – и особенно детей.

«Моя двухлетняя дочь отказывается открывать свой ротик и принимать пищу до тех пор, пока я не дам ей поиграть в ее любимую Angry-birds на Ай-паде», - сетует сестра Амина. «Я купила Ай-пад своему четырехлетнему сыну, чтобы он с ним учил Коран». Она удивлена, как своими маленькими ручками она с большой скоростью и точностью управляет гаджетом, когда даже ей самой это удается с трудом. «Я, конечно, хочу, чтобы моя дочка научилась пользоваться передовыми технологиями, но не в ущерб ее здоровью и не ценой отключения от реального мира», - говорит она.

«Я всегда придерживался мнения, что книги надо читать, но я никогда не думал, что их бумажный вариант заменят устройства типа Kindle и I-pad. Все таки, ощущения реального перевертывания страниц и запаха бумаги ничем не заменить», - говорит еще один небезразличный обыватель. «Меня нервирует, когда мои дочки-подростки уставляются глазами в экраны девайсов часами. Но отключить детей от них – дело непростое. Вы должны предложить более интересную альтернативу, чтобы ребенок выбрал ее, а не экран. Сегодня люди привыкли к экранам и манипуляторам настолько, что все больше сами изолируют себя от реального мира и настоящих человеческих отношений, а это очень пагубно влияет на развитие психики не только ребенка, но и взрослого человека. Те, кто родились на заре технологической революции еще успели взять свою долю этих отношений и взаимодействий, но вот наши дети растут в полнейшей изоляции».

Если вы попробуете отговорить детишек от смартфона или планшета, то из их глаз начинают ручьем струится слезы. «Чем мы хуже наших одноклассников, у них ведь у всех есть гаджеты?» - жалуются дети, чувствуя себя угнетенными своими же родителями. Но технология полезна тогда, когда она используется по назначению и приносит пользу человечеству. А вот когда технологией пользуются только из-за того, что все так делают. Или, еще хуже, используют во вред другим – то это весьма тревожный знак.

Использование технологий во благо человечества – это только одна сторона медали. Вместе с этим, необходимо соблюдать баланс между реальным и виртуальным миром, ведь к равновесию во всем нас призывает сам Всевышний Аллах: «Соблюдайте справедливость во всех ваших делах, и при взвешивании не сбавляйте меры, (не нарушайте равновесия)» (Священный Коран, 55:9). А также: «Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины…» (Священный Коран, 2:143).
Поэтому, с одной стороны нельзя ограничивать детей от познания новых технологий и достижений цивилизации, ведь надо жить в ногу со временем и быть приспособленным к конъюнктуре будущего. Досточтимый Али бин Абу Талиб (р.а.), зять Посланника Аллаха (мир ему) и четвертый праведный халиф, учил мусульман: «Воспитывайте детей не сегодняшним днем, а тем, с чем они будут жить завтра». Но с другой стороны, нужно ограничивать и не допускать чрезмерного увлечения, ограждать от пагубного содержимого сети, а также направлять потенциал детей на созидательное. Любит девайсы и программы? Так почему же не воспитать из ребенка программиста или специалиста по информационным технологиям? Нравятся телепередачи? Так пусть смотрит познавательные программы, изучает языки или обучается с помощью их Корану.

Да поможет Всевышний Аллах правильно воспитать и обучить наших детей!

Ринат Габбасов

Социальные комментарии Cackle