Можно ли по Исламу продавать домашних животных?
В связи с распространившейся практикой держать дома таких домашних питомцев, часто задают вопрос: "Является ли продажа этих животных допустимой?". Хотелось бы вкратце разъяснить положения нашей религии относительного данного вопроса.
Кошка
Независимо от того, были ли кошки проданы с целью ловли мышей или простого содержания дома, в этом нет ничего запретного. Ведь кошки по своему творению существа, предрасположенные жить среди людей. Посланник Аллаха (мир ему) сказал следующее:
إِنَهَا لَيْسَتْ بِنَجَسٍ إِنَّمَا هِيَ مِنَ الطَّوَّافِينَ عَلَيْكُمْ وَالطَّوَّافَاتِ
“Она [кошка] не являются нечистой, она - одна из ваших домочадцев” [Абу Дауд, Тахарат, 38; Насаи, Тахарат, 54; Тирмизи, Тахарат, 69].
Однако не следует воспринимать это факт как одобрение. В Коране, хадисах, а также среди исламских ученых нет мнения, что продажа кошек поощряется, это просто является допустимым действием по отношению к животным. [Ибн Хумам, Фатхуль-Кадир, 7/118; Ибн Нуджайм, 6/187].
Птицы
Продажа птиц также допускается исламскими учеными. Однако, из-за широкого распространения практики содержания птиц в домашних условиях для развлекательных целей, некоторые ученые высказывали свое порицание. Причину этого они объясняли тем, что птиц следует оставлять такими, какими они были созданы по своей природе, иначе это является вмешательством в замысел Творца. Они даже советовали людям, которые занимались торговлей птицами, отказаться от этого дела.
Птицы, как и все животные, находятся в распоряжении людей. Однако человек, помещая птиц в клетку, может приносить им вред, за что ему придется держать ответ перед Всевышним.
Есть законы, которые Творец установил во Вселенной. Птицы летают по небу, рыбы плавают... Очень важно, чтобы люди не меняли среду их обитания без острой необходимости. По этой причине неуместно брать птиц и сажать их в клетку только для своего удовольствия и развлечения.
Если же дело касается продажи птицы на мясо или для охоты, в этом нет ничего плохого. Исламские ученые едины в этом отношении [Ибн Абидин, Хашийату раддиль-мухтар, 5/227].
Рыба
Такое же положение распространяется и на продажу рыбы. Продажа рыбы, совершаемая с целью извлечения выгоды из мяса или любых других полезных свойств, является дозволенной. Продажа рыб лишь с целью содержания их в аквариумах, по причине того, что это может причинять им страдания, может быть противопоказанной.
Тем не менее, в вопросе содержания рыб в аквариуме не следует упускать из виду следующее: человек покупает декоративных рыб, готовит им большой аквариум, дает им корм, меняет воду, ухаживает за ними и дает им возможность размножаться. Если человек ухаживает за рыбами, извлекая из этого назидание и предаваясь глубоким размышлениям [тафаккур], то содержание рыб можно считать допустимым.
Собака
Когда речь идет о продаже собак, это допустимо только при определенных условиях. Исламские ученые в этом вопросе поставили условие, что собака должна быть обучена или же поддаваться обучению для охоты или охраны. В противном случае ее продажа запрещена. Эти решения ученых опираются на хадисы Посланника Аллаха (мир ему), связанные с содержанием собак дома. Вот один из этих хадисов:
مَنْ اقْتَنَى كَلْبًا لَيْسَ بِكَلْبٍ مَاشِيَةٍ أَوْ ضَارِيَةٍ نَقَصَ كُلَّ يَوْمٍ مِنْ عَمَلِهِ قِيرَاطَانِ
“Кто будет держать любую другую собаку, кроме пастушьей и охотничьей, то каждый день благие поступки того будут уменьшаться на два кирата” [Бухари, Забаих, 6; Муслим, Мусакат, 46, 50, 56-58].
В другом хадисе относительно собак Посланник Аллаха (мир ему) сказал:
لاَ تَدْخُلُ الْمَلاَئِكَةُ بَيْتًا فِيهِ صُورَةٌ وَلاَ كَلْبٌ وَلاَ جُنُبٌ
«Ангелы не входят в дом, в котором есть изображение, собака или оскверненный» [Абу Дауд, Тахарат, 89; Бухари Бадуль-халк, 7, 17; Либас 77; Муслим, Либас, 81].
Ученые, опираясь на эти хадисы, не разрешали продажу собак с целью их содержания в доме. Например, в шафиитском и ханбалитском мазхабах из-за того, что собака, как и свинья, считается наджс, ее продажа запрещена.
Заключение
Хотя продажа названных животных допустима, важно учитывать, как будут использоваться эти животные в дальнейшем, как будут за ними ухаживать и т.д.. Человек должен использовать этих животных с условием, что они будут приность пользу. Не разрешается продавать животных с целью развлечения, так как это является вмешательством в их естественное предназначение.
Кроме того, продажа таких животных, как змеи, скорпионы, мыши, ящерицы и хамелеоны, не допускается. Такие животные должны жить непосредственно в своей естественной среде. Тем не менее, при определенных условиях эти животные могут рассматриваться как допустимые для продажи во благо людей, например в медицине, для специальных служб спасения, для помощи незрячим и т.д. Однако истина известна лишь Аллаху.
Islam-today