Волшебный мир рождения арабской каллиграфии (ФОТО)
Волшебный мир каллиграфии очаровывает каждого, кто погружается в него. В век компьютерных букв, когда казалось бы, ручной стиль письма совсем отошел на задний план, стиль, красота, чарующее рождение картин из букв дарит наблюдающим невероятное эстетическое удовольствие. Хазрати Али (р.а.) говорил: «Красивый почерк усиливает ясность правды».
Сегодня Всемирный день каллиграфии отмечают профессоналы в своей сфере. Этот праздник достаточно молодой, появился лишь в 2017 году, но уже повсеместно проходит каждый год во вторую среду августа.
Поистине, несмотря на современные технологии, ничто не способно заменить работу умелого мастера, точёного пера и чернил. В мире есть много типов декоративного письма вроде египетской иероглифики, китайской или японской письменностей.
Однако арабская каллиграфия сложилась независимо от них, и существовала в Аравии еще до ислама, но мусульмане значительно усовершенствовали ее.
В эпоху Золотого века арабы использовали каллиграфию не только в искусстве, иногда сочетая с геометрическими и природными образами, но она была также и формой культа, где перо было символом знания, а каллиграфия – искусством поминания Всевышнего Создателя. Отметим, то искусство красивого, плавного каллиграфического письма является непревзойденным украшением Корана.
Язык арабской каллиграфии принадлежит к семье древних семитских языков, где тексты на нем записывались множеством рукописных стилей, самые известные из которых – куфи и насх.
Возрождение древнего искусства каллиграфии: в Казани начали писать Коран
Стиль письма куфи, или куфический, происходит из города Куфы, где он использовался писцами, копировавшими Священный Коран в местной школе письма. Его отличительной чертой была угловатость букв.
Стиль насх старше куфического, но напоминает очертания знаков современного арабского текста – рукописного и печатного. Это связная, округлая скоропись, у которой есть несколько подвидов.
Еще в десятом веке известный каллиграф Абу Али ибн Мукла создал систематическую классификацию стилей письма, основанную на геометрических принципах, установил единицу измерения букв и правила соотношений между ними.
Он различал шесть стилей написания, которые стали известны как «аль-аклям ас-ситта» ('шесть почерков').
Стоит отметить, что насх приобрел большую популярность, чем куфический стиль, получивший развитие у турков-османов.
До появления бумаги главными материалами, которыми пользовались для копирования Священного Корана, изготовления рукописей и написания писем, были пергамент и папирус.
Пергамент был прочным, блестящим и роскошным, но у него можно было использовать только одну сторону.
Папирус был хрупким, и текст с него было невозможно стереть, что делало его особенно полезным для записи правительственных документов.
Оба этих материала были дороги, и поэтому, когда в конце восьмого века мусульмане начали массовое производство более дешевой альтернативы – бумаги, позаимствовав технологию ее производства у китайцев, начался настоящий каллиграфический бум.
Европа смогла познакомиться с арабской каллиграфией благодаря торговле и обмену подарками между дворами европейских и мусульманских монархов.
Вначале европейцы имитировали арабские тексты, не понимая их смысла, и поэтому куфические надписи в мечети Ибн Тулуна, построенной в Каире в восемьсот семьдесят девятом году, были воспроизведены в памятниках готического искусства – сперва во Франции, затем в других странах Европы.
В Европе эти надписи, по-видимому, появились благодаря итальянским купцам из Амальфи, у которых в то время были особые отношения с фатимидским Каиром.
Чем и на чём писали первые мусульмане?
Профессор Томас Арнольд в книге «Наследие ислама» написал, что в Ирландии был найден крест, предположительно датируемый девятым веком, с нанесенным на него куфическим письмом фразой «БисмиЛлях», то есть (с именем Аллаха).
В других формах искусства, особенно в живописи, куфические надписи добавлялись к изображениям под действием моды.
Людей привлекала каллиграфия, и даже европейские художники использовали ее в своих работах.
Так итальянский живописец Джентиле да Фабриано использовал арабскую каллиграфию, для украшении каймы одежд на своей картине «Поклонение волхвов».
Вместо известных нам сегодня ручек, люди применяли другие пишущие инструменты, например, калям или тростниковое перо.
Самые популярные из таких перьев привозились с побережья Персидского залива и высоко ценились. Их длина колебалась от двадцати четырех до тридцати сантиметров, а диаметр обычно был равен одному сантиметру. Каждый стиль письма требовал особых перьев, заточенных под определенным углом.
Чернила были разных типов и цветов, чаще всего использовались черные и темно-коричневые, которые они отличались друг от друга яркостью и густотой.
Каллиграфы обычно делали свои собственные чернила, а иногда их рецепты держались в строгом секрете.
Серебряными и золотыми чернилами писали на синем пергаменте, выполняли фронтисписы, иллюстрации и титульные страницы. Цветные чернила – красные, белые и синие – применялись для оформления украшенных заголовков.
Также каллиграфы пользовались дополнительными принадлежностями, среди которых были чернильницы, полировочные камни и песок для высушивания чернил.
Зифа Усманова