• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

"Татарское декоративное искусство не уступает лучшим мировым образцам"

Время чтения: 6 мин
12543

Кожа - природный материал, который всегда в цене. Кожа практична и эргономична. При этом она может быть такой нарядной, что глаз не отвести!

Именно о такой красоте – татарской узорной коже – пойдёт у нас речь с Гузелью Фуадовной Валеевой-Сулеймановой, доктором искусствоведения, главным научным сотрудником Института истории им.Ш.Марджани АН РТ, профессором Казанского архитектурно-строительного университета.

- Гузель Фуадовна, что историкам известно о появлении кожаной мозаики?

Обработка кожи имеет тысячелетнюю историю. Нам известны различные техники – тиснение, выжигание и шитьё по коже. Но такой вид уникальной техники, не встречающейся у других народов, как кожаная мозаика, не представлен в археологических материалах. Мы имеем образцы кожаной мозаики не ранее XVIII века.

И не можем определенно сказать, была ли она до этого времени. В источниках фигурирует понятие «узорная кожа». Но не понятно, что именно имеется в виду – то ли это шитье, то ли тиснение, то ли мозаика. При раскопках на территории Казанского кремля, как и в Булгарах, была обнаружена обувь, декорированная тиснением.

Узоры татарской кожаной мозаики имеют поразительное сходство с узорами изделий, обнаруженными в древнеалтайских курганах. Когда были раскопаны Пазырыкские курганы на Алтае, в них  обнаружились образцы мозаики, правда,  на меховых изделиях.  В искусстве северных народов – ханты, манси была характерна мозаика из кожи рыб.

Читайте также: Напевы волжских узоров: история татарского орнамента

- В чём технологическая особенность кожаной мозаики?

Мозаику не надо путать с аппликацией. В аппликации узоры пришиваются на поверхность кожи, а в кожаной мозаике -  вырезаются из разноцветных кусочков кожи узорные детали, которые сшиваются друг с другом встык. При этом используется оригинальный шов из специальных нитей, которые определённым образом накручивают и стягивают кусочки кожи. Подобный шов не встречается у других народов, только в искусстве казанских татар. Мы предполагаем, что он имеет истоки, восходящие к  древнетюрской эпохе, но  сохранившимися образцами, к сожалению, не располагаем.

С конца 18 века изделия из кожаной мозаики широко распространяются у татар и у других мусульманских народов, с которыми были налажены деловые и торговые связи. Например, со Средней Азией, особенно с Бухарой. Татарские мастера работали там для местного рынка и некоторые, посещавшие Бухару в XIX в. исследователи, полагали, что сапоги из узорной кожаной мозаики - бухарская работа и была завезена оттуда в Казань. Но это, как раз, наоборот, о чем свидетельствует развитие этого вида искусства.

- Чем объясняется изящный пошив сапог из узорной кожи и их плотное прилегание к ноге? 

Само появление сапог связано с традицией наездничества на конях. Поэтому, чтобы не повредить коня, сапоги шили из очень мягкой, хорошо выделанной, кожи.

Такие сапоги - ичиги - имели и очень мягкую подошву. Позднее, в жизни городских и сельских татар, мягкие сапоги были удобны для ношения в помещении и совершения намаза. Поэтому, они сохранили свою популярность и  при выходе на улицу,  поверх мягких ичигов одевали  специальные кожаные кавуши (подобие галош) на твердой подошве.

Возможно, ношение мягких ичигов, кроме того, было связано с традицией татар, как и многих других мусульманских народов, сидеть, скрестив ноги. Обычно татары-мусульмане сидели на сяке – специальном деревянном помосте, устанавливавшемся вдоль передней стены дома. На тысячелетние истоки этой традиции указывает археологическая находка женских сапог, найденных в Пазырыке, подошва которых была украшена драгоценными камнями.

- Как случилось, что кожаная мозаика перестала быть столь популярной, как когда-то?

Дело в том, что создание ичигов из кожаной мозаики - это  кропотливая и весьма дорогая ручная работа. К примеру, обувь, выполненную в этой технике, в 1930-е гг. большими партиями производили в сёлах Заказанья и отправляли за границу,  что принесло большой доход в государственную казну.  В те годы  ещё работали артели по производству ичигов в Арске и Дубъязах. Татарские кожаные ичиги и тапочки, украшенные мозаикой, были популярны как в Западной Европе, так и в Америке. 

Читайте также: Ильдар Шайхутдинов: "Самобытный этнический вкус у татар в крови"

После войны, в связи с тяжелой экономической ситуацией, пошив этой обуви понемногу стал терять свою актуальность. Артели в Арске и близлежащих деревнях были объединены в Арскую фабрику национальной обуви, где в основном производили тапочки с  простейшим узором. Для ручного производства ичигов был оставлен один небольшой цех.

В 1970-е гг. технику мозаики, особенно процесс сшивки узорных кусочков кожи, пытались механизировать. Но это оказалось бесполезным, так как машинное исполнение сводило на нет эстетику тонкой ручной работы, при которой совмещались и сшивание и декорирование узоров, а вместе с этим исчезала и специфика  знаменитого шва.

- И всё же кожаная мозаика сохраняется?

Да, есть спрос на эти уникальные изделия, представляющие интерес не только для туристов, но и жителей республики, особенно тех, кто стремиться к национальной идентичности в одежде.  Многие наши сограждане приобретают и обувь, и сумки, и диванные подушки, и различные аксессуары, выполненные в технике мозаики. Они сделаны из натуральной кожи плюс оригинальность исполнения, яркий узор. Изделия из кожаной мозаики – хороший  подарок и украшающий, как костюм, так и интерьер, предмет.

Когда есть спрос, то и производство развивается, пусть не в массовом фабричном масштабе, но в форме творческих мастерских, артелей или работы на дому. Например, в тех же производствах, существующих сегодня в Дубьязе, Арске, мастерских в Казани.

- Гузель Фуадовна, с чем бы Вы обратились к нашим читателям?

Хотелось бы, чтобы наши национальные традиции продолжились в современной культуре. Татарское декоративное искусство не уступает лучшим мировым образцам. Поэтому наша задача - не разрушать его, а бережно сохранять и развивать его классические образцы. На мой взгляд, в этом направлении должны работать не только продолжатели татарских традиций в художественной и ремесленной практике, но и обязательно должны привлекаться специалисты, эксперты хорошо в них разбирающиеся. К тому же, большое значение имеют инициативы (гранты, конкурсы и др.) со стороны официальных властей, в частности Министерства культуры, палаты ремесел, музеев, частных галерей по поддержке национального искусства. 

Беседовала Гузель Ибрагимова

* авторские права защищены

Социальные комментарии Cackle