• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Ксенофобия и экстремизм – где грань?

1265

Ксенофобия выступает важнейшим источником экстремизма

Ксенофобия выступает важнейшим источником экстремизма

Безопасность жизнедеятельности человека во многом зависит от особенностей его личного мировоззрения, от того, в ком он видит своих единомышленников, к кому старается примкнуть. И здесь крайне важно понимание, что ярое противопоставление себя окружающему миру является сильным катализатором для попадания в протестные движения, группы и формирования, враждебные социуму и использующие для достижения своих целей асоциальные методы.

Особенно в силу своей эмоциональности и желания сию же секунду изменить существующий мир, особо подвержены этому представители молодого поколения. Сегодня мы поговорим с вами о таком опасном явлении, как ксенофобия.

Безусловно, активное взаимодействие с общественными объединениями, в том числе молодёжными, – одно из важных направлений деятельности по противодействию экстремизму. Опасность экстремизма заключается не только в вовлечении людей в преступную экстремистскую деятельность, но и в негативном воздействии на их личность, формировании нравственно и мировоззренчески дезориентированной личности.

Молодёжь и профилактика – одно целое?

Одним из основных и важнейших направлений противодействия сегодня экстремизму в Российской Федерации является его профилактика – разъяснительно-предупредительная работа по противодействию экстремистским проявлениям. Особенно это актуально и важно в среде молодого поколения и среди общественных объединений различного характера и толка.

Эффективная борьба с экстремистскими проявлениями невозможна без проведения целенаправленной работы по искоренению причин, их порождающих и способствующих осуществлению экстремисткой деятельности. Профилактика экстремизма среди общественных объединений должна стать одним из направлений деятельности по противодействию экстремизму. Необходимо активно вступать в борьбу с экстремизмом в молодёжной среде. 

В противовес экстремистским организациям нужно создавать детские, молодёжные, спортивные некоммерческие организации, цели и задачи которых должны направляться на возрождение культуры народов, военно-патриотическое воспитание молодёжи, благотворительную деятельность, развитие различных видов спорта. Учитывая, что молодёжь – категория населения, не только нуждающаяся в помощи, но и способная оказать её, нужно развивать волонтёрские движения, способствующие интеллектуальному, культурному и физическому развитию молодёжи.

Участие самих молодёжных организаций в борьбе с проявлениями экстремизма является важным показателем нетерпимости данного явления в обществе. И важное место в общей системе профилактики молодёжного экстремизма отводится деятельности именно детских молодёжных, спортивных общественных объединений, задачей которых является организация позитивного развивающего досуга подростков и молодёжи.

Главное здесь – привитие молодому поколению знаний о традициях и культуре других народностей, проведение соответствующих уроков о национальном и религиозном многообразии нашей страны и всего мира в учебных заведениях. Только общие усилия, создание атмосферы национального согласия, уважения и взаимопонимания станут мощным заслоном развития экстремизма в обществе, в том числе и среди молодёжи.

Ксенофобия и экстремизм – где грань?

Проблема ксенофобии на протяжении уже многих лет является одной из самых сложных проблем российского общества. Преступления на почве ненависти – наиболее яркие проявления ксенофобии. Молодые люди часто выбирают насилие, чтобы повлиять на несправедливо устроенный по отношению к ним, по их мнению, мир.

Ксенофобия – это негативное, эмоционально насыщенное, иррациональное по своей природе отношение субъекта к определённым человеческим общностям и их отдельным представителям – «чужакам», «иным», «не нашим». Она проявляется в соответствующих социальных установках субъекта, предрассудках, предубеждениях, социальных стереотипах, а также в его мировоззрении. Это агрессивное поведение молодёжи в отношении «чужих», обоснованное враждебными установками.

Ксенофобию часто отождествляют с национализмом, однако между этими понятиями есть существенное отличие: приверженцы националистических взглядов не обязательно испытывают негативные чувства к другим нациям, этносам или религиям. С другой стороны, люди, пропитанные ксенофобией, зачастую называют свои воззрения «национализмом» с целью придания им большей привлекательности. Также ксенофобия в своих конкретных проявлениях граничит и пересекается с шовинизмом.

Экстремизм и ксенофобия связаны между собой, но при этом имеют существенные различия. Под ксенофобией обычно понимаются различные проявления нетерпимости по отношению к группам, которые воспринимаются массовым сознанием как «чужие».

Сам термин ксенофобия как раз и означает страх, настороженность и недоброжелательство (т. е. фобии) к чужим. Частным случаем ксенофобии является этнофобия – страх, направленный как против конкретных этнических общностей, так и против некоего слабо дифференцированного в массовом сознании конгломерата «чужих» народов (например «кавказцев», «южан», «инородцев»).

Ксенофобия – это одна из черт массового сознания, которая носит преимущественно стихийный характер, даже и в тех случаях, когда развивается под воздействием целенаправленных информационно-пропагандистских усилий, тогда как экстремизм – это более оформленная идеология и целенаправленная деятельность организованных групп, реже отдельных лиц.

Ксенофобские стереотипы – сырьё для экстремистов

Ксенофобия выступает важнейшим источником экстремизма в нескольких отношениях:

- из носителей ксенофобии формируются экстремистские организации;

- стереотипы ксенофобии чаще всего служат «сырьём» для экстремистских идей.

Именно ксенофобия больше всего ограничивает возможности всех форм противодействия экстремизму, поскольку массовые стереотипы ксенофобии обладают внутренней инерцией и могут существовать какое-то время даже и без пропагандистского воздействия экстремистских сил.

С одной стороны, ксенофобия, как и все фобии, является производной от страха утраты «ресурсов», с другой – следствием страха «утраты собственной идентичности».

Всплеск социальной, этнической и религиозной нетерпимости, лежащий в основе экстремизма, почти всегда сопровождает исторические перемены. На личностном уровне предпосылки этнического и религиозного экстремизма могут быть вызваны практически любыми изменениями социального статуса.

Многими социологическими исследованиями фиксировалось нарастание ксенофобий и агрессивности в сознании людей, чьё социальное положение значительно снизилось вследствие определённых событий. Но и «благополучные» люди не избавлены от опасностей ксенофобии и агрессии.

При увеличении разрыва между притязаниями личности и возможностями их удовлетворения возрастают агрессивные установки, а неудовлетворенность, как правило, приводит к поиску виновника – им становится кто-то другой – власть, конкурентные группы, представители других народов и религий.

На уровне социума, этнических и религиозных общностей проявления экстремизма нарастают в периоды начавшихся, но так и не доведённых до логического завершения исторических перемен. В таких условиях почти неизбежен так называемый «кризис идентичности», связанный с трудностями социального и культурного самоопределения конкретной личности.

Стремление к преодолению этого кризиса и порождает собой ряд следствий, которые могут выступать предпосылками политического экстремизма, а именно: возрождается интерес людей к консолидации в первичных, естественных общностях (этнических и религиозных); усиливаются традиционализм, растут проявления ксенофобии.

Ксенофобия основа на негативизме

Ксенофобия возникает также вследствие самоутверждения этнических и конфессиональных общностей на основе негативизма. При этом учёные фиксируют две противоположные формы такого самоутверждения: с одной стороны, негативизм по отношению к группам, оцениваемым как стоящие ниже «нас» на цивилизационной лестнице; с другой – неприятие групп, к которым «мы» испытываем соперничество, ущемленность или обиду.

«Кризис идентичности» порождает негативную этническую консолидацию (объединения этнических и религиозных групп по принципу «против»).

Среди факторов возникновения ксенофобии и экстремизма в молодёжной среде можно условно выделить несколько категорий: социально-экономические, групповые и личностные. Эти факторы могут взаимодействовать и влиять друг на друга.

В группу социально-экономических факторов могут входить, например:

- особенности экономического развития общества;

- безработица;

- стресс в результате социальной модернизации и процессов интеграции/дезинтеграции;

На социально-экономическом уровне рост экстремистских проявлений среди молодёжи объясняется следствием трансформационных процессов, происходящих в современном обществе, а также явлениями экономического кризиса.

Подобные процессы могут вызывать снижение образовательного и культурного потенциала, разрыв преемственности ценностных и нравственных установок различных поколений, снижение показателей гражданственности и патриотизма, криминализацию сознания в условиях социально-экономического кризиса и неопределённости.

Среди групповых факторов социологи выделяют следующие моменты:

- установки и предубеждения родителей;

- взгляды, убеждения референтной группы (включая группу сверстников);

- влияние авторитетных лиц в условиях референтной группы и др.

Указанные выше причины действуют наряду с личностными факторами, среди которых можно назвать:

- представления, установки подростков;

- индивидуально-психологические особенности (повышенная внушаемость, агрессивность, низкие сензитивность и чувство эмпатии, индивидуальные особенности реактивности и протекания психических процессов);

- эмоциональные особенности (состояние психического напряжения, переживание утраты, горя и т.п.).

Продолжение следует…

Ильмира Гафиятуллина

Комментарии для сайта Cackle
Яндекс.Метрика