• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Испанец, хранящий историю и культуру Кордовского халифата

Время чтения: 3 мин
1851

Хосе Карлос Вильярехо Гарсия – пожалуй, последний оставшийся художник, специализирующийся на омейянской художественной форме гуадамеси. Именно Хосе создаст в 2006 году в Кордове, Испания, целый музей, в котором постарается отразить прочную и долгую связь между Испанией и мусульманской культурой. И в центре музея – популярная во времена халифата в X веке форма искусства, которая широко использовалась при украшении дворцов и изготовлении подарков для важных персон. Между прочим, на изготовление одной работы, выполненной в этом стиле, уходит как минимум один год.

Хосе Карлос, основатель музея, происходит из семьи художников, которые передавали своё мастерство из поколения в поколение на протяжении многих лет. Как отмечает директор парка Джойеро де Кордова Аристидес Бермехо Эрнандес, «исламское искусство гуадамеси – один из столпов нашей культуры»: «Хосе Карлос смог спасти почти потерянное и забытое искусство. Этот музей вобрал в себя историческую и художественную ценность вещей. Больно сознавать, что они могли так легко исчезнуть, кануть в лету».

Хосе Карлос получил премию Эрнана Руиса 2020 года за восстановление техники гуадамеси в культуре Кордовы. Произведения искусства, называемые «гуадамеси», состоят из куска выделанной овчины, украшенной позолотой и различными металлами. «Каждое произведение искусства выражает что-то своё: восхищение Единственным Творцом, видение Рая и красоту Вечного сада», - отмечает Хосе Карлос.

«Таким же методом работы пользовались жители Кордовского халифата – самого важного и великолепного периода нашей исламской культуры», - поделился Хосе Карлос с арабскими новостями.

«Фазы работы с инструментом у нас точно такие же, как и в X веке в Мадинат Аль-Захра в Омейян Кордоба, но полностью отличаются от более поздних вариаций гуадамеси в Испании и остальном мире. Я использую овечьи или бараньи шкуры, которые подготовлены к работе специфическим способом и покрыты слоем серебряного листа».

По словам художника, серебряное покрытие позволяет скрыть кожу, что делает предмет ещё более роскошным с виду: «Как только наносится серебряная основа, можно приступить к живописи. Для этого нужно краску смешать с золотом и серебром».

Хосе Карлос добавляет, что картины и рисунки соответствуют его художественным предпочтениям и всегда вдохновлены исламскими стилями и цветовой гаммой: «Я смешиваю свои собственные краски, что делает мои работы уникальными».

Хосе Рамирес дель Рио, испанский учёный, специализирующийся на арабском языке и культуре, рассказал, что в Средние века Кордова была центром арабского и исламского искусства. С исторической точки зрения, он считает важным восстановление Хосе Карлосом стиля гуадамеси: «Я надеюсь, что невероятные произведения, которые он создал, будут оценены в арабском мире так же, как сегодня они ценятся в Испании и на Западе».

Хосе Карлос работает с проектами всех типов и размеров и использует инструменты, которые его предки изготавливали вручную. Между прочим, в его родословной – профессора искусства, реставраторы, художники и ремесленники, увлекавшиеся исламским искусством и культурой. Неудивительно, что ещё в детстве Карлос начал проявлять интерес к мусульманской культуре: «Меня с самого раннего возраста учили красоте, фантазии и строгой дисциплине». Когда художник стал старше и приобрёл необходимые навыки, переданные от дяди, он смог работать уже самостоятельно: «Всё началось с детской игры, в которой мы пытались поймать золотые и серебряные частицы, парящие в воздухе, прежде чем они успевали осесть на пол мастерской».

Сегодня красота, находящая отражение в произведениях уже маститого художника, восхищает людей по всему миру. Некоторые его работы находятся в частных коллекциях. «Для меня большая честь создавать произведения искусства для членов саудовской королевской семьи и представителей культурного сообщества арабского мира». Между прочим, работы Хосе Карлоса особо ценятся именно на Ближнем Востоке.

Там он и планирует продолжить своё развитие в стиле гуадамеси, а также передать накопленные знания будущим поколениям, чтобы стимулировать процветание художественных и культурных аспектов любой цивилизации.

«Я, безусловно, буду передавать свои знания и навыки, составляющие неотделимую часть нашего исторического наследия. Это и есть основная причина, почему мы с моим устазом решили основать этот музей», - отмечает Хосе Карлос Вильярехо Гарсия.

Ильмира Гафиятуллина

Социальные комментарии Cackle