• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Религиозный фанатизм - угроза обществу?

Время чтения: 4 мин
2253

Что есть религиозная война? Каковы варианты проявления религиозного экстремизма? Какое место в этом занимают молодёжные субкультуры? Об этом в рамках одного из череды семинаров, посвящённых профилактике и эффективному противодействию экстремистским и террористическим идеологиям, рассказывал доцент кафедры религиоведения Института социально-философских наук и массовых коммуникаций К(П)ФУ Антон Горин.

Что есть религиозная война? Это общественно-политическое явление, связанное с переходом от процессов мирной экспансии одной религии в отношении основных сфер жизнедеятельности общества, исповедующего другие виды религиозной духовности, к применению вооружённого насилия в целях завоевания и духовного преобразования одних религиозных сообществ другими.

- Стоит отметить, что за всё время существования нашего общества, ни одна религиозная война так и не была закончена. Она (война) всегда длится до полной победы.

Важно подчеркнуть, что религиозные войны имеют свою типологизацию.

  1. Сепаратистские (приобретение политической/идеологической независимости).
  2. Национально-консолидирующие (объединение народа в рамках единого вероучения).
  3. Внутриконфессиональные (выделение обособленного течения).
  4. Религиозно-террористические (в результате высокого уровня экспансии фанатизма среди представителей отдельных этнических, социальных и политических групп). Интересно, что фанатиков поддерживают порядка 10% сознательного населения.
  5. Мессианские (при наличии харизматичного лидера). Здесь основной задачей является миссионерская идея распространения своих взглядов вне своей общины.

Безусловно, религиозная война имеет свои специфические признаки:

  1. Невозможность остановить.
  2. Высокая степень религиозной регламентации мировоззрения, быта, самоопределения лиц, которые составляют руководство и вооружённые силы. При этом используется искажённое понимание религиозных догм.
  3. Непосредственное участие священнослужителей в боевых действиях.
  4. Использование в военной символике идеологию священных символов (как правило, искажённого толка).
  5. Принадлежность сторон военного конфликта к различным конфессиям или различным сторонам одной конфессии.
  6. Высокий процент религиозных фанатиков среди руководства и участников боевых действий.
  7. Полное вовлечение в военные действия всех слоёв населения противоборствующих сторон.

Тут встаёт вопрос о трактовке понятия «религиозный фанатизм». Это есть психологическое, психопатическое состояние личности, в котором человек утрачивает способность адекватного мировосприятия, слепо руководствуясь собственным субъективным восприятием религиозных догм и пытаясь навязать своё мировоззрение окружающим.

Слепая вера в непогрешимость духовного лица (то есть вхождение в роль ведомого), компенсация индивидуумом осознаваемых личных недостатков за счёт религии, потребность в наличии общества единомышленников, которые бы полностью разделяли его идеи, потребность в конфликте (это единственный смысл деятельности фанатика), неустойчивая психика – вот основные признаки религиозного фанатика.

- Если мы с вами обратимся к вопросу о том, что является поводом, своеобразным толчком для возникновения и дальнейшего распространения радикальных идеологий, то благодатной почвой для этого является превалирование прав над обязанностями. Отсутствие понимания, что права и обязанности являются единым, неразделимым целым. Катализатором также является непонимание смысла социальной ответственности, которое приводит к инфантильности – уходу в позицию «я хочу всё и сразу», поиску лёгких путей. Такое поведение в большинстве случаев приводит молодых людей к построению внесистемного социального лифта.

Первый момент здесь – это попытка обойти законодательство (распространённый лозунг «правила существуют, чтобы их нарушать»). Второй аспект – попытка войти в элиту. Если в советское время понятие «элита» означало высокие достижения в определённой сфере, то на сегодняшний момент оно изменилось. Сейчас элита – те, кто отличается от всех. Таким образом, мы наблюдаем слияние понятий элиты и контрэлиты (элитой считаются даже маргинальные слои). Сюда ещё стоит добавить формирование сверхцелей, оплаченных определённым заказчиков.

- В качестве политических сверхцелей можно выделить следующие: формирование псевдонационалистических идей, либертарианство (левые идеологии). Третий момент – это религиозный экстремизм. Через религию часто вбрасываются идеи о создании всемирной великой державы. 

Религиозный экстремизм может проявляться не только в участии в радикальных организациях, но и в личном фанатизме. И этот бытовой фанатизм зачастую гораздо опаснее, чем участие в массовых акциях устрашения.

- Следующее направление экстремизма – это экстремизм личный. Самая неприятная вещь. Можно работать с различными организациями, движениями, субкультурами, но вы не отследите человека, у которого в голове прочно засели деструктивные идеологии. Такой экстремизм зиждется на двух вещах: отключение понятия «социальная ответственность» и переход на чисто рационалистический, нигилистический лад (отрицание всего, что может помешать построению карьеры).

Примечательно, что экстремизм может касаться не только деструктивной стороны жизни. 

- Нельзя не упомянуть об экстремизме в форме субкультуры. Если в политическом, религиозном экстремизме возможно взаимодействие с человеком, то с нон-конформистом работать можно одним способом – через наглядную демонстрацию тупика его пути, в том числе через жизненный путь их лидеров.

Ильмира Гафиятуллина, Казань

Социальные комментарии Cackle