Женщины-мусульманки, которые оставили свой след в истории Ислама
«Один человек спросил Пророка, кто из его ближайших родственников имеет самые большие права на него. Пророк ответил: твоя мама. Человек спросил: а кто еще? Пророк ответил: твоя мама. И вновь человек спросил: а кто потом? И вновь Пророк ответил: твоя мама. Но кто все-таки потом, спросил человек. И лишь на четвертый раз, Пророк ответил: а вот теперь, твой отец».
Пожалуй, не найдётся такого человека, который бы оспаривал вклад женщины в развитие Ислама, совершенствовании нравственных качеств всей нации, воспитании детей правильно, в духе собственной религии. Биография мусульманской женщины – это образец поведения, который является ярким примером для сегодняшних девушек по всему миру. Мусульманок всегда отличала от окружающих глубокая вера, мудрость, порядочность, преданность идеалам Ислама.
В доисламские времена женщины в арабском мире были лишены каких бы то ни было прав. Основная задача их существования заключалась в воспроизведении потомства, уходе за мужем и домашних хлопотах. Женщинам не было дано ни права голоса, ни права выбора, ни даже права наследования. И лишь с приходом к человечеству Ислама женщины смогли реализовать свой потенциал, направив его не только на воспитание праведного потомства, но и на развитие уммы, распространения Ислама по всему миру.
К примеру, первая жена Пророка (мир ему и благословение) Хадиджа бинт Хувайлид (да будет доволен ею Аллах), которая была намного старше своего супруга, отличалась острым умом, хорошими предпринимательскими навыками и обладала исключительными дипломатическими качествами. Она поддерживала Мухаммада (мир ему и благословение) в первые годы его пророчества, положив начало распространению Ислама среди женщин, удостоившись честью стать первой мусульманкой (Подробнее - Какой была первая жена Пророка Мухаммада (мир ему) Хадиджа бинт Хувайлид?).
В хадисе Сахих Муслим сообщается, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Аллах Всемогущий никогда не дал мне никого лучше в этой жизни, чем её. Она приняла меня, когда люди отвергли меня; она верила в меня, когда люди сомневались, она поделилась своим богатством со мной, когда люди лишили меня его; Бог даровал мне детей только от неё».
Ещё одна из самых важных женщин раннего Ислама – Фатима аль-Захра, дочь Пророка (мир ему и благословение) от Хадиджы. Именно благодаря ей сохранился род пророка Мухаммада (мир ему и благословение).
Нельзя не вспомнить о другой жене Пророка (мир ему и благословение) – Айше бинт Абу Бакр (да будет доволен ею Аллах), которая, несмотря на свой юный возраст, имела авторитет среди сподвижников Пророка (мир ему и благословение) как одна из главных передатчиков хадисов, участвовала в принятии решений, разборе сложных религиозных и политических вопросов, имея огромный вес в раннем исламском обществе даже после смерти Посланника (мир ему и благословение).
Она играла центральную роль в политической оппозиции к третьему и четвертому халифам Усман ибн Аффану и Али ибн Аби Талибу, даже во главе армии против последнего в Басре в 656 г.
Зайнаб бинт Али – внучка пророка Мухаммада (мир ему и благословение), дочь Фатимы и её мужа Али ибн Абу Талиба. Она была в числе самых прославленных и замечательных деятелей Ахль аль-Байт (семьи Пророка) и играла центральную роль во время и после резни в Кербеле (680 г.), где её брат аль-Хусейн ибн Али и более 70 её племянников и братьев были убиты Омейядами.
В течение некоторого времени Зайнаб бинт Али была лидером Ахль Бейт и служила защитником дела своего брата аль-Хусейна. В Куфе она защитила своего племянника Али ибн аль-Хусайна от верной смерти и произнесла такую страстную и полную решимости речь в королевском суде, что вынудила халифа освободить её и заключенных в Кербеле. Её отличает сила, терпение и мудрость.
Отдельно хочется сказать и о Хинде бинт Узме, жене курайшитского лидера Абу Суфьяна, тёще пророка Мухаммада (мир ему и благословение), который был женат на её дочери Хабибе, а также мать первого омейядского халифа Муавии ибн Абу Суфьяна. Она брала деньги из казны и реализовала бизнес-проекты, чтобы бедные мусульмане находили себе работу. Кроме того, она принимала активное участие в различных сражениях, поднимая боевой дух, помогая раненным на поле битвы.
Ещё одну выдающуюся мусульманку звали Любна. Она была рабыней испанского происхождения, но после принятия Ислама и освобождения из рабства, стала одной из самых важных фигур во дворце Омейядов в Кордове. Любна была не только личным секретарем халифа Абд ар-Рахмана III и его сына аль-Хакама, но и опытным математиком, а также главой королевской библиотеки, которая насчитывала полмиллиона книг.
Отдельно хочется сказать и о татарках мусульманках, которые своим трудом и знаниями совершенствовали российскую умму. Об этих женщинах на нашем сайте можно найти целый цикл материлов под общим заглавием «Матери нации».
Говоря об особенном вкладе в становление российской уммы, нельзя обойти стороной такие имена, как Хадича Таначева, Салима Якубова, Захида Бурнашева, Ильхамия Туктарова, Шафика Гаспринская.
На Первом Всероссийском съезде мусульманок в Казани, который прошёл 24 апреля 1917 года, более 72 участниц, среди которых были и выше названные фамилии, и ещё около 300 слушательниц подняли вопросы политического и социального неравенства женщин и мужчин.
Принятые в результате обсуждений решения были не только беспрецедентны для всего мусульманского мира, но и прогрессивны для европейских государств. Отдельное внимание участницы уделили избирательным правам женщин, равным правам на труд и активному участию в общественной жизни.
Всю свою жизнь Сара Шакулова проработала в сфере народного образования: преподавала математику в Зарайском реальном училище Рязанской губернии (1915-1916), Казанском городском женском коммерческом училище Эккерт (1916-1919), татарской школе для девочек Ф. Аитовой и женской школе Л. Хусаиновой.
В 1919-1923 гг. она была заместителем народного комиссара просвещения и заведующей главным управлением профессионально-технического образования Башкирской АССР. «Шакулова положила много труда и энергии по поднятию культурного уровня трудящихся Башкирии, в особенности по линии профтехнического образования... При её непосредственном и активном участии были организованы несколько профтехнических учебных заведений (сельскохозяйственные, педагогические, курсы по ремонту сельскохозяйственных машин и прочие)», – можно найти в тексте одной из характеристик (Подробнее - Первая татарская женщина математик из рода сеидов - потомков Пророка Мухаммада (мир ему)).
Особое внимание привлекает личность Мухлисы Буби – первой женщины-казыя. Делом всей жизни Мухлисы абыстай было обучение и воспитание девочек, создание для этой цели образовательно-просветительского комплекса на базе старого медресе Буби для воспитания и обучения юношества.
Семья Буби создала целый комплекс учебных заведений, куда вошли мужское медресе с восьмилетним курсом обучения, восьмилетнее женское медресе и четырехлетняя начальная школа. Стоит отметить, что это стало первым для татарского народа местом, где можно было получить среднее светское образование на родном языке. Здесь же готовили учителей и учительниц для новометодных татарских школ.
Главной идеей всей её работы на благо российской мусульманской уммы было убеждение, что мусульманские женщины могут и должны достичь равноправия с мужчинами, при этом сохраняя нравственность и не нарушая заветов ислама. Об этом она говорила и в одной из своих статей – «Женщина в мире ислама»: «Число женщин, служащих великому делу укоренения Ислама в мире посредством знаний, насчитывается не десятками, а сотнями».
Шафика Гаспринская предложила программу действий для улучшения социально-экономического и общественного положения женщин, которая состояла из 14 пунктов. Шафика ханум говорила о необходимости оставить далеко в прошлом те обычаи, которые своим существованием являются зримым примером унижения чести и достоинства женщины. Также она ратовала за запрет выдачи замуж девочек, не достигших возраста 16 лет. Открыть больницы, дошкольные учреждения, школы для девочек – об этом не уставала говорить Шафика Гаспринская.
Во многом благодаря её неустанной работе было принято решение о создании Крымского Центрального Мусульманского женского комитета и сформулированы основные цели его деятельности, включающие, к примеру, признание за женщинами-мусульманками всех прав человека, широкая пропаганда демократических идей, распространение знаний необходимых для участия в общественной и политической жизни, приобщение возможно большого числа мусульманок к сознательному требованию и осуществлению прав как в семейной, так и в общественной и политической жизни, охрана прав женщин, культурно-просветительская деятельность среди широких слоев населения.
Можно бесконечно долго перечислять выдающихся мусульманок, начиная со времени распространения Ислама и заканчивая сегодняшним днём. Каждая из этих великих женщин стала для нас примером не только исключительной религиозности и личной активности в различных сферах жизни, но и доказательством того, что женщина может успешно сочетать обязанности в семье и общественную жизнь, преуспевая в обеих сферах.
«Если хотите стремиться к прогрессу нации и надеетесь довести свет веры вплоть до самых маленьких подземных комнат, учите дочерей. Пусть ваши дочери учатся в школах. Готовьте матерей нации. После того как будут матери, будут и сыновья».
Ильмира Гафиятуллина